?

Log in

Sergey Kuznetsov Below are the 10 most recent journal entries recorded in the "Sergey Kuznetsov" journal:

[<< Previous 10 entries]

February 2nd, 2016
12:43 pm

[Link]

Умный Отпуск Марабу - теперь и для взрослых
Только что, в январе мы запустили принципиально новый проект: примерно то же самое, что мы делаем для детей, но для взрослых.
Откуда у нас появилась эта идея?
Каждый раз, когда мы пишем о детском проекте, кто-то говорит: "Ах как жаль, что я не ребенок! Я бы тоже поехал!" или "А для родителей у вас ничего нет?"
Именно для таких взрослых - любопытных как дети - мы и придумали Умный Отпуск. Все те, кто жалеет, что они уже выросли из наших детских программ, теперь могут приехать в Чехию и провести свой отпуск самым умным образом: до обеда слушать Линор snorapp Горалик, Елену elka1 Гельфанд и Екатерину katichka Кадиеву, а после обеда – решать задачи по математике. И еще останется время на
прогулки по окрестным горам, посещение соседнего замка и даже на спа в четырехзвездочном отеле, где мы будем жить.
Самым трудным было выбрать трех лекторов для взрослой программы. В конце концов, мы остановились на темах, находящихся на пересечение академической науки и жизненной практики.
Линор Горалик на основе своего «вышкинского» курса «Повседневный костюм и идентичность: человек и его одежда в общественном пространстве» расскажет о том, как мы используем нашу одежду, чтобы с одной стороны выразить себя, а с другой - соответствовать некоторым нормам и правилам, которые существуют в обществе. По большому счету, мы все умеем воспринимать костюм – свой и чужой - как информационное сообщение, и Линор попробует помочь участникам нашей программы разобраться в том, как устроено это восприятие.
Сотрудница крупнейшего центра современной генетики Broad Institute (совместный проект Гарварда и MIT) Елена Гельфанд  рас­ска­жет об эво­люци­он­ной и ме­дицин­ской ге­нети­ке, а так­же о ге­нети­ке по­пуля­ций и ге­номи­ке. Из ее се­мина­ров вы, в час­тнос­ти, уз­на­ете, что та­кое ГМО (и на­до ли его бо­ять­ся), как и за­чем мож­но из­ме­нять ге­нети­чес­кий код че­лове­ка, по­чему ко­мите­ты по ме­дицин­ской эти­ке ог­ра­ничи­ва­ют ра­боту ге­нети­ков, а также о том, что мож­но уз­нать о се­бе и сво­их пред­ках с по­мощью по­пуляр­ных ге­нети­чес­ких тес­тов.
И, наконец, одна из основателей проекта «Марабу» психолог Екатерина Кадиева про­ведет цикл се­мина­ров, пос­вя­щен­ных осо­бен­ностям жиз­ни на пе­ресе­чении раз­личных куль­тур. Ос­новные воп­ро­сы, ко­торые мы будем обсуждать с Екатериной
– Уме­ем ли мы жить в том мно­гона­ци­ональ­ном ми­ре, ко­торый нас ок­ру­жа­ет, и для че­го нам ва­жен этот на­вык.
– При­над­лежность к двум куль­ту­рам – проб­ле­ма или ис­точник си­лы?
– Муж и же­на – од­на са­тана или шай­тан? Осо­бен­ности пос­тро­ения крос­скуль­ту­раль­ных бра­ков, и как в них вы­жить.
– На­ши де­ти: чьи они? Вос­пи­тание де­тей на пе­рек­рес­тке куль­тур.
– Но­вые рын­ки. Что важ­нее: стек­лянные бу­сы, или уме­ния по­гово­рить с або­риге­нами?
– На­ше бу­дущее: гло­бали­зация или мо­но­эт­ни­чес­кие груп­пы?

Как я уже сказал, после обеда у нас будет математика – причем методологичеси похожая на ту, которая происходит у наших детей: то есть не слушание лекций, а решение задач.
Надо сказать, что некоторых эта перспектива пугает. Некотрые мои знакомые так и говорят, что все очень хорошо, вот только математики они всегда боялись или просто не любили. Нельзя ли то же самое, но без математики?
На самом деле, именно таким людям я больше всего посоветую наш Умный Отпуск: потому что наш опыт показывает, что та математика, котороый занимается Ян Раух и его коллеги, способна увлечь всех, даже тех, кто раньше был уверен, что это не для него. Все дети, которые приезжали к нам со словами "я гуманитарий, меня сюда родители отправили, и вообще я математику не люблю" через несколько дней говорили "мы и не подозревали, что математика - это так интересно!". Более того, однажды осенью на Желтой Мельнице мы однажды чуть не остались без обеда: поварам попались листочки с задачами и они так увлеклись, что чуть не пропустили время обеда.
Поэтому одна из наших задач - это показать взрослым-гуманитариям, что математика может быть такой же увлекательной как психология, генетика или семиотика повседневности.

Прочитать об Умном Отпуске Марабу подробней и оставить заявку можно на нашем сайте, а за новостями лучше всего следить через наш фейсбук. Там, кстати, опубликовано прекрасное интервью с Еленой Гельфанд - не пропустите. Интервью с Линор и Екатериной тоже скоро появятся, так что не пропустите.


 

(1 comment | Leave a comment)

January 17th, 2016
06:27 pm

[Link]

Умный лагерь Марабу - итоги первого года
Примерно год назад мы с Екатериной katichka Кадиевой запустили проект детских образовательных лагерей «Марабу». Сегодня мне захотелось подвести итоги этого года, рассказать, как оно придумывалось и как оно работает.
У нас было три основных идеи.
Во-первых, нам хотелось применить опыт преподавания математики, который существует в России – для этого мы собрали прекрасную команду во главе с Яном Раухом (вот тут можно прочитать его прекрасное интервью, где он объясняет, как дети у нас взаимодействуют с математикой).
Во-вторых, мы хотели помочь детям, живущим вне России, сохранить связь с русской культурой и русским языком. Если у нас будет по-настоящему интересная программа на русском языке, решили мы, то дети поймут, что русский язык нужен не только для семейного общения. Более того, то, что у нас в одном лагере будут дети из разных стран тоже сработает на эту идею.
- Мы сразу понимали, что это будет интересным моментом для всех детей, - вспоминает Екатерина Кадиева, - именно в нашем лагере они оказывались в ситуации, когда русский язык оказывался главным языком их общения. Понимаете, языковые лагеря, ориентированные на русский, есть во многих странах. Я видела летние лагеря для американских детей из русских семей. В них, как только взрослые отворачивались, дети переходили на английский: просто потому, что им так проще. Видела подобные лагеря во Франции: там дело обстояло лучше, и детям удавалось даже немного научиться русскому, но все равно: любой другой общий язык всегда очень мешает именно общению на русском. В Марабу прошлым летом были дети из 24 стран. И говорили они на 15 языках минимум. Так что русский в этой ситуации действительно оказался, языком межнационального общения. И это было очень здорово.
И, наконец, мы дополнили математическую программу гуманитарной, собрав прекрасный коллектив преподавателей – Сергей Гуриев, Линор Горалик, Андрей Десницкий, Ася Штейн и другие.
В итоге, у нас получалась насыщенная программа, и, понимая, что нагрузка оказалась достаточно высокой, мы создали для детей максимально комфортные условия: хороший отель, небольшие номера, вкусная еда, возможности для занятй спортом, и так далее.
Сегодя мы можем твердо сказать, что образовательный лагерь оказался востребован, причем не только в Европе или в России, о которых мы думали с самого начала, но и в Азии и даже в Америке: к нам приезжали дети из Казахстана, Бали, Израиля, с Восточного и Западного берегов США. Судя по отзывам родителей и самих детей, в лагере им понравилось – лишним подтверждением служит то, что многие дети снова приехали осенью и записались на лето 2016 года.
При этом за год случилось много того, что мы не могли предположить в начале нашего пути. Прежде всего, расширилась творческая и гуманитарная программы: осенью мы провели лагерь на Желтой Мельнице Славы Полунина.

- Пространство Желтой Мельницы, - говорит Екатерина Кадиева, - настолько плотное и мощное, что не учитывать его запросы было невозможно. Для Мельницы мы составили специальную программу: количество математики мы уменьшили, взяв при этом в качестве сквозной темы криптографию и лингвистику. А гуманитарную программу, наоборот, усилили: сначала рассказали детям про труды великого русского ученого Владимира Проппа, который сделал для анализа фольклорного текста примерно то же, что Менделеев для химии, а потом перешли к более поздним работам в этой области, например, тому, чем занимался Клод Леви-Стросс. В результате, нам удалось донести до детей довольно сложные вещи, которые моя дочь, например, проходит сейчас на третьем курсе Сорбонны. Но, как показала практика, дети гораздо пластичней, и готовы понять и впитать гораздо больше того, чем принято считать, они могут понять. Главное, уметь им это просто и красиво рассказать. Мне кажется, у нас получилось. А в конце этой осенней смены мы ушли совсем уж в нехарактерный для нас жанр: поставили два разных спектакля с двумя группами детей, и это был для нас всех новый опыт.
На днях мы объявляем о запуске весеннего «Марабу», который пройдет в долине Луары и будет фактически целиком посвящен истории и культуре позднего Средневековья и Возрождения. Наши дети и преподаватели будут жить в небольшом замке, они увидят несколько королевских замков и посетят парк Леонардо да Винчи, где где собраны действующие модели пятидесяти знаменитых изобретений великого тосканца, включая первый в мире танк, вертолет и разводной мост. Вернувшись в замок, мы постараемся разобрать основные принципы механики и физики, на которые опирался Леонардо при создании своих изобретений. И, конечно, поговорим о том, что сделало да Винчи тем великим гением, которого мы знаем.
Для летнего лагеря, где мы сохранили сильную математическую составляющую, нам пришлось переделать гуманитраную программу. На самом деле слово «гуманитарная» – не очень точное. Мы начинали лагерь, как математический, поэтому все занятия, не связанные с математикой, стали называть гуманитарными. Но, скажем, экономика – в прошлом году ее читал Сергей Гуриев – насколько это гуманитарная наука? Или психология?
Как бы то ни было, по итогам прошлого лета мы увидели, что и дети, и преподаватели остались довольны опытом совместной работы над нематематическими предметами. Жалко только, что каждый из приглашенных специалистов мог прочитать не больше двух лекций для каждой группы детей. Это очень мало – по большому счету, мы успевали сделать только первые шаги и останавливались как раз тогда, когда становилось по-настоящему интересно. Но времени для длинных курсов у нас не было, да и далеко не все дети захотели бы слушать четырехдневный курс по мифологии или экономике. Вместе с тем, учителя математики очень хотели рассказывать детям о физике, астрономии или о тех областях математики, на которые не хватало времени в основной программе, построенной вокруг решения задач.
Иными словами, почти каждый из преподавателей хотел еще больше времени для работы с детьми, но сделать больше учебных часов мы не могли: нам нужно было успеть сходить в пход и попрыгать на батуте.
Мы долго обдумывали эту ситуацию, обсуждали ее с учителями и родителями, и в результате решили немного поменять подход.
Что мы придумали?
Мы оставляем две утренние пары на математику (столько же было у нас в осеннем лагере), а две пары после обеда занимаем другими предметами. Но на этот раз мы даем детям возможность самим выбирать, чем именно они будут заниматься – примерно так, как это происходит в европейских и американских университетах. Большинство преподавателей готовят небольшие четырехдневные курсы, и за время лагеря каждый ребенок прослушает четыре таких курса. Кроме того, мы оставляем без изменений короткие курсы Линор Горалик (разумеется, читать на них будут другие произведения, чем в прошлом году).
Таким образом нам удалось сделать программу более разнообразной. Этим летом детей ждут дополнительные курсы по математике и точным наукам, традиционные гуманитарные занятия (семиотика, мифология, фольклор), семинары по генетике, музыке и литературе. Те, кому слишком трудно учиться по четыре пары в день, могут вместо одного из курсов выбрать какие-то более игровые занятия – например, шахматы. Но надо понимать, что, как и в настоящих университетах, у нас будут действовать некоторые ограничения – нельзя брать только игровые курсы, или только естественно-научные. Мы хотим, чтобы учебная программа оставалась сбалансированой, как и в прошлом году.
Благодаря этим изменениям, нам удалось привлечь больше преподавателей. Так, один из самых известных российских композиторов Борис Филановский согласился поговорить с нашими детьми о музыке, Елена Гельфанд из Broad Institute (совместный проект Гарвада и MIT) расскажет о современной генетике, Александр Гаврилов планирует вместе с детьми найти ответ на вопрос «Зачем нам врут писатели и какая от этого польза?», Анна Козлова проанализирует генетику супергероев, а социолог Элла Панеях расскажет об институтах в современном обществе. Это, конечно, не полный список преподавателей, он будет пополняться – мы ведем сейчас переговоры еще с несколькими интересными людьми. И, разумеется, с нами остаются те, с кем вместе мы работали в прошлом году: Линор Горалик, Ася Штейн и Андрей Десницкий.
Что касается математической программы, то Ян Раух видит свою задачу в том, чтобы попытаться сделать программу лагеря еще более гармоничной.
- Есть расхожая фраза, - говорит он, - «математика ум в порядок приводит». Ты начинаешь аккуратнее думать и это очень важно, особенно в 12-13 лет, пока не выработался иммунитет к определенного рода учениям или каким-то фейкам. У нас, конечно, всегда будет какая-то гуманитарная часть, потому что это лагерь для русскоязычных европейских детей и важно, чтобы русская культура сохранялась. Мне кажется, что прошлым летом у нас не очень хорошо получилось соблюсти баланс между математикой и гуманитарными науками, а вот осенью вышло уже лучше. Всё было связано в единую линию – и мы попробуем развиваться в этом направлении и дальше.

Подробней об Умном Лагере Марабу можно прочитать у нас на сайте или на нашей странице на фейсбуке




 

Tags:

(Leave a comment)

July 10th, 2015
03:35 pm

[Link]

Памяти Екатерины Гениевой
Много лет назад, в 1992 году, я сидел на собрании в Библиотеке Иностранной Литературы. Выступала Екатерина Гениева, фактический директор ВГБИЛ на тот момент. Она рассказывала о реформах, которые собиралась провести в библиотеке. У меня за спиной шептались две немолодые сотрудницы, и я услышал, как одна из них сказала:
- А была такая хорошая девочка! Джойсом занималась...
В этот момент я впервые задумался, что, возможно, пять лет назад Катя Гениева и не думала о том, чтобы превратиться из филолога в администратора. Но время изменилось – и она ответила на вызов изменившегося времени.
Я работал в Иностранке в 1991-92 годах, и в жизни библиотеки отражалось то, что происходило со всей страной. Библиотека выходила из союзного подчинения в российское, проводила "Конгресс Соотечественников" и печатала подпольный выпуск "Общей газеты" во время путча 1991 года. После «победы демократии» выяснилось, что денег нет и не будет, поэтому надо как-то менять экономическую модель. Именно тогда стали появляться культурные центры - сначала British Counsel, потом американский, французский, японский... Именно благодаря им едва ли не впервые в крупной московской библиотеке реализовалась модель свободного доступа к книгам – да и вообще появились те самые новые книги, на закупку которых у библиотек не было денег. Но главным, конечно, было то, что Гениева одной из первых поняла: библиотека в новое время должна быть прежде всего культурным центром.
Верность этот подхода была неочевидна, да и нравился он не всем - в частности, потому, что предполагал реформирование существующей системы. «Реформы» было ключевое слово начала девяностых и, надо сказать, Гениева проводила их довольно решительно. Много лет результат этих реформ был неочевиден – уже в начале двутысячных мне приходилось слышать, что «Катя тратит деньги на обсутройство библиотечной недвижимости и прием иностранных парнтеров, а комплектование фондов фактически прекращено». Но сегодня, когда модель библиотеки как культурного центра оказалась едва ли не единственным способом сохранить библиотеки, успех того, что делала Екатерина Юрьевна уже не вызывает сомнения. В конце концов через обновленную ВГБИЛ и ее культурные центры прошли несколько поколений не только студентов, но и школьников (Иностранка до сих пор остается единственной крупной библиотекой Москвы, куда они могут прийти).
Последние недели я часто вспомнал Иностранку начала девяностых. В своих последних интервью и выступлениях Гениева предстает человеком, который сражается за то, что считает важным и ценным. Это традиционная позиция русского интеллигента – защищать культуру от того, что ее разрушает. Но я помню то время, когда Екатерина Юрьевна из «девочки, занимавшейся Джойсом» превратилась в серьезного руководителя, когда она не столько защищала существующее, сколько строила и создавала новое.
Когда мы говорим о людях девяностых, мы часто подразумеваем бизнесменов и политиков. Скажем честно, у нас есть основания не любить их и считать виноватыми в том, что Россия не стала той страной, о которой мы мечтали. Но среди людей девяностых были и другие – те, кто искали новые формы существования науки и культуры, создавали новые журналы, школы и университеты, реформировали старые организации. Мы должны быть благодарны этим людям за все лучшее, что было в России последние 15 лет – и для меня Екатерина Юрьевна Гениева один из самых ярких примеров таких людей.
Гениева и те, кто были рядом с ней, сумели создать один из крупнейших культурных центров в России. И что  бы не происходило с Иностранкой сегодня и что бы не с лучилось с ней завтра, ничто не сможет отменить того, что она сделали за эти годы.
Вчера Екатерины Юрьевны не стало.
Вечная ей память и глубокая благодарность от всех нас.


 

(13 comments | Leave a comment)

May 9th, 2015
08:28 pm

[Link]

к 9 мая
На Букнике мы к сегодняшнему празднику сделали два материала.
Первый из них - фрагменты, не вошедшие в первое издание "У войны не женское лицо" Светланы Алексиевич, которые в свое время меня потрясли до глубины души. Если вы не читали - обязательно прочтите. Вот мое любимое:

                Под Керчью... Ночью под обстрелом шли мы на барже. Загорелась носовая часть... И от огня... Огонь полез по палубе...
                Взорвались боеприпасы... Мощный взрыв! Взрыв такой силы, что баржа накренилась на правый бок и начала тонуть. А
                берег уже недалеко, мы понимаем, что берег где-то рядом, и солдаты кинулись в воду. С берега застучали минометы...
                Крики, стоны, мат... Я хорошо плавала, я хотела хотя бы одного спасти... Хотя бы одного раненого...

                Это же вода, а не земля — человек погибнет сразу. Вода... Слышу - кто-то рядом то вынырнет наверх, то опять под воду
                уйдет. Наверх — под воду. Я улучила момент, схватила его... Что-то холодное, скользкое... Я решила, что это раненый, а
                одежду с него сорвало взрывом. Потому, что я сама голая... В белье осталась... Темнотища. Глаз выколи. Вокруг: «Э-эх!
                Ай-я-я!» И мат...

                Добралась я с ним как-то до берега... В небе как раз в этот миг вспыхнула ракета, и я увидела, что притянула на себе
                большую раненую рыбу. Рыба большая, с человеческий рост. Белуга... Она умирает... Я упала возле нее и заломила
                такой трехэтажный мат. Заплакала от обиды... И от того, что все страдают...


Второй матераил - воспоминания друзей и читателей Букника о том, как и что говорили о войне у них дома. Мы сами не ожидали, что получится такая сильная подборка. Трудно выбрать что-то одно, но вот, наверное, самое неожиданное:

                Пока я была в школе, дедушка ни разу не рассказывал о войне. В выпускном классе (к 35-летию Победы) нужно было
                писать сочинение, деда долго уговаривали, я пришла, и дед начал, как заведенный: «Войска такого-то фронта под
                командованием этакого...» Сочинения не получилось. Потом, слишком уж потом, когда у меня уже была дочь и мы с дедом

                играли по вечерам в «тысячу», пили самогон и закусывали из сковородки, чем послала по талонам родина, он лишь раз
                рассказал, как оно было. Его командир — майор по званию — выстроил пленных немцев и спросил: кто хочет записаться в
                колхоз? Вышло несколько. Майор достал ракетницу и выстрелил каждому в голову. Дело было в артиллерийских войсках.
                Деду не было и 25 лет.  (Юлия Быкова)

Но на самом деле там много разных историй - и о том, как дед сгонял в Париж на несколько дней, и о чудесных спасениях, и о предательстве друзей, и о героизме. Но больше всего - о том, что "никогда ничего не рассказывали".

Мне кажется, что обе этих подборки, помимо всего прочего, еще и надежное противоядие против угара, пошлости и наклеек "готовы повторить!" на машинах. Потому что это рассказы об ужасе войны и о том, как не хотели эти ужасы вспоминать те, кто через это прошли.

Но чтобы не заканчивать ужасами - вот вам история с хэппи-эндом:

           ...она закончила войну в Румынии, ее поселили в дом какого-то большого военного чина (его самого, конечно, не было,
                была жена, дочь и прислуга). Хозяйка дома отнеслась к ней плохо, но велела приготовить ванну. Прислуга принесла
                комплект: розовое банное полотенце и халат, бабушка была из небедной семьи, но никогда такого не видела. Хозяйка
                страшно закричала на прислугу по-румынски, и бабушка решила, что ругает она за то, что советскому солдату такую
                роскошь принесли. Но прислуга вернулась с таким же комплектом, но голубым. Хозяйка кричала, что доктор — брюнетка и
                ей розовое не подходит   (Vita Shaldova).


И, конечно, большое спасибо всем, кто прислал свои рассказы. Мы очень вам благодарны.

(10 comments | Leave a comment)

May 6th, 2015
10:57 pm

[Link]

Inherent Vice, реж. Пол Томас Андесон, 2014

Месяца два назад посмотрел Inherent Vice - ждал, когда он выйдет в России, чтобы про него написать, но выяснилось, что он сразу выходит на VOD, а театральный прокат слился.

Очень красивый фильм, хотя, очевидно, не лучший у ТПА (но и книжка не лучшая у ТРП). Избегая спойлеров, скажу, что Андерсон сделал.
Вот, если сказать "это такой сюжет про частного детектива, который курит траву и расследует исчезновение миллионера", то будет понятно, что это такой "Большой Лебовски": типа не лишенная горечи комедия. Или, напротив, стилизация под фильм нуар.
И тут приходит Томас Пол Андерсон и фигачит просто кино. То есть, ну, обычное кино: персонажи, разговоры, Южная Калифорния, чуть флэшбеков, разная музыка (а не только та, о какой вы подумали), никаких кислотных цветов, никакой нарочитой стилизации, ну, исторический фильм, как если бы он был про, я не знаю, Великую Депрессию. Потому что есть такая идея, что хиппи - это смешно и детектив под травой - тоже смешно (и это в самом деле иногда смешно), но, если честно, любая отжившая свое идея выглядит смешной, но это не значит, что про, я не знаю, народников надо снимать исключительно комедии.
На самом деле ПТА сделал это не первый раз. Ровно таким же образом был организован Boogie Nights. Как все представляли себе до этого фильм о порноиндустрии? Ну, сатира (как Терри Саутерн писал). Ну, легкая комедия. Ну, на худой конец, обличение индустрии, которая растлевает и губит женщин. А тут приходит молодой Пол Томас Андерсон и снимает, ну, обычный эпик. Как про постройку готического собора или про завод или, скажем, про бокс (последнее, как все помнят, отрефлексировано внутри фильма).
Этот подход имеет любопытное следствие. Понятно - ну, даже из названия - что это фильм про коррумпированный порочный мир и герой (неважно - выживет он или погибнет, победит или проиграет) этот мир вряд ли изменит. Это более ли менее традиционная мораль нуара. Но любой неонуар, который нам пытается об этом сказать - от "Китайского квартала" до "Города грехов" - неизбежно скатывается в самопародию. То есть зритель выходит с такого фильма, обсуждая как клево снято вот это, смешно придумано вон то, какие сиськи у гланой героини и какая нашлепка на носу у Николсона. Почти никто не выходит с неонура в мрачном настроении, понимая, что всё плохо и good guys lost.
А с Inherent Vice именно так и выходишь.

PS

Мне написали в личку друзья из Калифорнии, как они сходили на этот фильм. Собственно, у рассказчика как раз накануне премьеры случилось начало романа. И он, вместе со своей без-пяти-минут-возлюбленной решил пойти в кино. То есть люди взрослые, всем под сорок, но не идти же сразу в мотель (или куда они ходят там в Калифорнии?) Опять же, только начало романа, еще ничего не случилось.
И вот, они садятся на последний ряд, гаснет свет, играет музыка, шумит море, Хоакин Феникс вспоминает былую возлюбленную, а наши герои постепенно все больше и больше отвлекаются от происходящего на экране.
Зал, надо сказать, полон. Зрители смотрят на экран. Мрачное настроение сгущается. Хоакин Феникс карябает в блокноте "осторожно, паранойа!" Красные флажки пляшут на ветру. Хоакин Феникс взрывает очередной косяк. Парочка на заднем ряду предается преступной страсти.
И в этот момент появляется мымра с фонариком - и просит их покинуть зал!
Вы только представьте! Двух взрослых людей вывели за развратное поведение с фильма режиссера Boogie Nights! Не знаю, как Томас Пол Андерсон, но Пинчон, мне кажется, порадовался бы.

 PPS

Пришедшие в комменты в фейсбук калифорнийские друзья написали, что не верят! Они правы, я изменил часть реалий, потому что рассказчик женат и шифруется :))

(3 comments | Leave a comment)

May 5th, 2015
01:24 am

[Link]

"Трудно быть богом", реж. Алексей Герман, 2013
С опозданием на год с лишним я, наконец, посмотрел «Трудно быть богом» Алексея Германа. Оказывается, фильм уже давно идет в пяти минутах от моего дома, в маленьком, человек на тридцать, кинотеатре – ну, как тут не пойти!

Дальше - рецензия. Спойлеры - ближе к концу, и есть предупреждение :)Collapse )

 

(199 comments | Leave a comment)

April 12th, 2015
01:47 pm

[Link]

Право на счастье
В тридцатые годы моя бабушка училась в институте, жила в общежитии. И у них, с соседками по комнате, всегда стоял у входа  чемоданчик со сменой белья и самым необходимым на случай, если ближайшей ночью одну из них заберут. Чемоданчик был один на всех, потому что никаких идей на тему, кого именно из них могут забрать, у девушек не было. То есть они понимали, что забирают случайным образом.
Казалось бы, как можно жить с таким знанием?
А вот можно. Потому что, одновременно с рассказом про чемоданчик, бабушка рассказывала, как они были счастливы, она и ее подружки, потому что дружили, и любовь всякая случалась, и молодость и всё такое.
И мне кажется – это совершенно нормально.
Личное счастье как-то не принято уважать в русской культуре. То ли дело страдание! Страдание – признак тонкой душевной организации и моральной правоты. А счастье – это что-то предоссудительное.
Я рискну сказать, что в России всё так сложно не только потому что климат и причуды истории, но и потому, что счастье – это мещанская ценность, а настоящему человеку счастье не нужно.
И вот сегодня стоит кому-то написать в фейсбуке, что в Москве хорошая погода или он отлично погулял с приятелем или, наоборот, сходил на свидание, или просто на вечернику, кто-нибудь совестливый непременно придет в кмметы и скажет, что стыдно быть счастливым, когда кризис, война на Украине, политичекие убийства, и разрушение отечественной медицины, науки и образования.
Все, конечно, понимают, что это неуместный комментарий, но все же немедленно чувствуют себя виноватами, и поэтому злятся и пишут в ответ гадости.
В результате в комментариях начинается такое, что о хорошей погоде, прогулке с приятелем или свидании быстро забываешь.
Это, конечно, нехорошо, но гораздо хуже, что молодые люди, которые хотят быть счастливы в сегодняшней России, вынуждены убеждать себя, что ничего страшного в стране не происходит. Что впереди их не ждут неприятные события, о который кричит здравый смысл и интуиция. Что надо просто много работать, хорошо делать свое дело, и тогда все будет хорошо. Что нельзя оскорблять чувства верующих спектаклем или сравнивать Россию с нацистской Германией. Что на Донбассе нет российских солдат. Что жители Крыма сами хотели присоединиться и, значит, правильно, что Крым наш. Что в Европе много арабов, а в Америке тоже коррупция...
Короче, молодым людям приходится убеждать себя в самых разных вещах, чтобы отстоять свое право быть счастливым. Потому что им кажется, что они не смогут быть счастливы, если согласяться с тем, что в стране происходит много страшного, а впереди, по всей видимости, их лично ждут разные неприятности. Им кажется, что стыдно быть счастливым, если признать, что Россия чем-то похожа на нацистскую Германию (а чем-то, разумеется, нет), на Донбассе есть российские солдаты, Крым присоединили довольно неудачным образом (чего бы там не хотели его жители), а арабы в Европе и коррупция в Америке к нам вообще не имеет отношения...
Я вообще убежден, что значительно количество людей, поддерживающих политику Путина поддерживают на самом деле не политику Путина, а свое право на счастье, свою веру в безопасную старость, надежду на то, что в России может быть «нормальная жизнь» или какие-нибудь другие, вполне человеческие, ценности. Но я сейчас говорю не обо всех, а преимущественно о молодых людях, которых хотят быть счастливы.
Так вот, дорогие юные друзья! Вы имеете полное право быть счастливы, чтобы вокруг не происходило. Бабушка моя была счастлива посреди Большого Террора, я был счастлив страшной осенью 1993 года, даже Анна Франк иногда бывала счастлива посреди Холокоста. Вы тоже можете – даже, более того, должны - быть счастливы.
Никто не имеет право упрекать человека его счастьем – что бы не творилось в стране. Упрекать человека можно, если он совершает подлости: предает друзей, пишет доносы или хотя бы врет себе и другим. Не предавайте, не доносите и постарайтесь не врать. Просто будьте счатливы – и вас никто не упрекнет.
За счастье упрекать нельзя.
Конечно, трудно позволить себе быть счастливым посреди несправедливости и в преддверии еще большей несправедливости и большего ужаса. Но, мне кажется, дело того стоит. По крайней мере, вам не придется ни отказываться от своего счастья, ни закрывать глаза на то, что происходит вокруг.
Дорогие друзья!
Будьте счастливы!

(47 comments | Leave a comment)

March 24th, 2015
09:20 am

[Link]

И еще немного о "Марабу"
К нашему изумлению, довольно много народу записываются в Умный Лагерь Марабу из России. Поэтому для всех желающих я решил провести презентацию, рассказать как мы это придумали, ответить на все вопросы и так далее.
ЕКЦ на Никитской любезно согласился предоставить для этого помещение и помочь с организацией вечера.
Поэтому в этот четверг по адресу Большая Никитская 47 стр 2 в 19:30 я буду рассказывать про Умный Лагерь Марабу. Если кто раздумывает, е отправить ли туда своих детей - добро пожаловать!


Вот тут ивент на фейсбуке
Вот тут сайт Умного Лагеря Марабу

(Leave a comment)

February 1st, 2015
04:18 pm

[Link]

Где пройдет умный лагерь Марабу

На прошлой неделе мы договорились о том, что во вторую смену умного лагеря Марабу в качестве одного из приглашенных лекторов выступит экономист Сергей Гуриев (бывший ректор РЭШ, а сейчас - профессор Sciences Po, Paris), а также после осмотра десятка возможных мест выбрали то, где в этом июле пройдет наш лагерь. В национальном Корконошском парке (Чехия) мы нашли уютный отель, специально оборудованный для приема детских групп. Отель был построен в 1936 году, и полностью переоборудован в 2013: таким образом он сочетает традиции европейских шале с современным комфортом.

(это вид из окна отеля)

Дети будут жить в двухместных или пятиместных комнатах, а занятия будут проходить на первом этаже или террасе отеля.

Одной из важный причин, почему мы выбрали именно этот отель, было то, что нам очень понравился персонал: как раз во время нашего визита там жила большая группа чешских школьников, и мы сами убедились, что сотрудники отеля действительно имеют большой опыт поддержки детских лагерей и школ.

На время проведения лагеря отель будет полностью закрыт для посторонних: в нем будут жить только дети - участники программы, и организаторы лагеря: вожатые, преподаватели, врач, приглашенные лекторы.

Вокруг отеля есть все, что может нам понадобиться: место для костра, игровая площадка, небольшой бассейн. Еще мы планируем организовать с местными егерями небольшие выходы на территорию заповедника, чтобы дети смогли наглядно посмотреть на то, как складывались геологические горные слои, как формировались экосистемы.

Напоминаю, что до конца февраля действует скидка: путевка в лагерь стоит 2000 евро.

Подробней об умном лагере Марабу можно прочитать вот тут.

(Leave a comment)

January 8th, 2015
04:00 pm

[Link]

Митинг в Париже
Вчера террористы напали на редакцию парижского юмористического журнала Charlie Hebdo и убили там 12 человек. Через несколько часов в фейсбуке назначили митинг на площади Республики – и довольно быстро записавшихся стало 40 тысяч. Мы с дочкой тоже пришли - тем более, что библиотека закрылась, потому что все студенты и сотрудники библиотеки тоже шли на митинг.

Я не умею считать участников митинга, но на мой взгляд было сильно больше ста тысяч – площадь была переполнена и все прилегающие улицы – тоже. При этом люди все время уходили и приходили новые. Ниже – несколько наблюдений, навеянных, в частности, сравением с теми митингами в Москве, где мне довелось быть.

1. Начиная с какого-то количества людей митинг переходит в другое качество. Я никогда не любил ходить на митинги – мне там скучно и одиноко и совсем не прет – но тут я пробыл полтора часа и был эмоционально захвачен. Потому что когда сто тысяч все вместе скандируют «Шарли – это мы» - оно работает, честное слово. Даже если вчера я не очень знал, что это за журнал.

2. Плакатов и флагов почти не было. Было несколько картонок с лозунгом «Шарли – это я», где-то были те самые карикатуры, вызвавшие трагедию, а около статуи Республики развивался французский флаг – и все. Вместо лозунгов все поднимали карандаши и ручки (погибшие были карикатуристами). Не было речей и выступлений, но начиная с какого-то момента люди все время скандировали.  То есть, как всегда, работают простые решения: понятная символика, короткие и общие для всех лозунги эмоционально действуют гораздо сильней, чем многообразный изобретательный креатив.

3. Скандировали очень ограниченное количество фраз «Шарли – это мы», «Объединимся за демократию», «Братство», «Свобода слова» и «Свобода карандаша». Я провел там полтора часа и только в конце прозвучал лозунг «против»: «Нет варварству!». Все остальные лозунги были нацелены на общие ценности собравшихся – и оно тоже работает лучше, чем любое «Долой КПСС!» или «Путин уходи!». Потому что объединяться надо вокруг общих ценностей, а не против кого-то – даже если это такие, на первый взгляд, абстрактные ценности, как «свобода слова» или «братство».

4. На московских митингах 2011-12 года, где я был, была очень ощутима неуверенность участников в том, что их действия приведут к каким-то результатам. Оттуда – ирония, которая так или иначе давала себя знать – не только в лозунгах, но и поведении. В Париже сегодня никакой иронии не было – все было серьезно. Я не разговаривал с участниками митинга, но у меня сложилось впечатление, что эмоциональное отличие этих людей от участников московских митингов заключается в том, что им не приходит в голову вопрос «ну, пришли мы сюда, а дальше что? Чего мы добьемся?» - в частности, потому, что цель – не добиться чего-то прямо сейчас, а выразить свою позицию: мы – за свободу слова, убивать журналистов нельзя... вот, собственно, и все. Это тоже следствие того, что собравшихся объединяют не общие цели, а общие ценности.

5. Я подумал о том, что когда в девяностые в Москве убили Влада Листьева и Дмитрия Холодова никакие сотни тысяч не вышли на улицу – при том, что в девяностые никто бы не стал такой митинг разгонять. Но просто никому не пришло в голову, что если убивают журналистов – то надо на это как-то реагировать (это неудивительно – только что в 1993 году в Москве была маленькая гражданская война, а такие вещи не способствуют росту гражданского сознания). Вот мы – в частности, я – и не реагировали. Поэтому когда журналистов стали убивать в двутысячные выходить на улицы было уже поздно. Эту мысль хорошо бы запомнить и не забыть через пару лет после очередной победы демократии в России: за любые ценности надо быть готовым выходить на улицу – даже если тебе кажется, что сегодня им ничего особенного не угражает. Нет, надо выходить: ничто так не способствует тому, чтобы в правительству и в голову не пришло создавать список экстремистской литературы и блокировать сайты, как сто тысяч человек, скандирующих «свобода слова, свобода самовыражения!»

Ну, и последнее. Из России многим кажется, что сегодняшняя трагедия в Париже - про отношения с арабским миром и Исламом. Люди, которые вышли на площадь Республики, утверждают, что это - про свободу слова и самовыражения. То есть для кого-то важны отношения, противодействие и борьба - а для кого-то принципы и ценности.Точно также для кого-то важно противоборство России с США и западным миром в целом - а я бы предпочел поговорить про честные выборы, сменяемость власти и независимый суд. Мне кажется, это важная разница между Россией и Францией - но, может, в этом я и заблуждаюсь.

(23 comments | Leave a comment)

[<< Previous 10 entries]

SKCG Powered by LiveJournal.com