Sergey Kuznetsov (skuzn) wrote,
Sergey Kuznetsov
skuzn

Categories:
Тут я чувствую потребность конкретизировать свою позицию по поводу скандала с карикатурами и вообще стратегии взаимодействия с меньшинствами.



Есть несколько способов решать вопросы с правами меньшинств:
- считать, что меньшинства идут лесом. То есть на Христа карикатуры нельзя, на Магомета - можно.
- классическая политкорректность: большинство должно сократиться, чтобы компенсировать меньшинствам их страдания. Грубо говоря, на Христа еще можно рисовать карикатуры, а вот на бога коренных американцев Маниту - ни в коем случае
- имперская мультикультурность. Государство обеспечивает права меньшинств в обмен на их лояльность государству и его устоям. Карикатуры на Пророка рисовать нельзя, потому что муфтий поддерживает Путина.




Все три способа мне не нравятся, если честно. С первым все ясно, второй приводит к нивелировке ценностей доминирующей культыры, росту напряженности и так далее. При этом, замечу в скобках, логика его очень похожа на логику третьего: политкорректность обеспечивает права меньшинств за счет доминирующей культуры, но при этом меньшинства должны быть лояльны. То есть играть по правилам: нельзя устраивать погромы, а можно подавать в суд.

Третий способ не нравится мне тем, что я ни разу не видел, чтобы он работал хорошо. Довольно быстро меньшинства догадываются, что можно быть лояльным не государству, а конкретному чиновнику (наместнику Римской провинции, британскому губернатору, полпреду президента и тд). В результате представители меньшинств и чиновники пилят бюджет, меньшинства набирают силу и империя все равно трещит по швам. Потому что зачем сохранять лояльность чужому государству, когда можно его развалить и создать собственное, маленькое? По-моему, именно так и распался Советский Союз.
Кроме того, как справедливо замечено в статье из Эксперта, в современном мире с его открытым информационным пространством свести к минимуму внешнее влияние уже невозможно. И это тоже заставляет меня усомниться в том, что даже при наличие честных чиновников имперская мультикультурность будет работать.



Ну вот, у меня есть мое утопическое видение. Она примерно выглядит вот так.
В современном мире есть очень много разных религиозных, идеологических, национальных, гендерных и прочее групп. Примирить их зачастую невозможно. Христиане и мусульмане считают гомосексуализм грехом. Индуисты считают, что нельзя есть коров. Иудеи и мусульмане - что нельзя есть свиней. Зеленые - что нельзя убивать животных. Индейцы - что нужно охотиться. Художники считают, что все дозволено. Христиане причащаются вином. Мусульмане считают что Пророк запретил алкоголь. И так далее.
Единственный способ - выделять некие, условнос кажем, автономные зоны (я знаю, что этот термин значит нечто другое). Внутри этой зоны действуют строгие правила. И если ты туда пришел - ты их не нарушаешь.
Классические примеры: храм, кладбище, музей. Это значит, что если ты пришел в христианскую церковь ты снимаешь головной убор, а если в синагогу - покрываешь голову. Разумеется, ты не приходишь в мечеть с карикатурами на Мухаммеда, не приходишь в Музей Катастрофы с карикатурами про Холокост, не приходишь в православный храм рубить иконы и так далее. Но если ты пришел в музей современного искусства ты не возмущаешься, что там Мадонна из слоновьего дерьма, Тер-Оганян иконы рубит, а Бренер дрочит.
Однако существует общее публичное пространство и в нем можно публиковать карикатуры на кого угодно (на Кого угодно), объяснять, что Холокоста не было, что евреи распяли Христа, что гомосексуализм - мерзость или, наоборот, знак избранности. Можно говорить слова жид, пидор, москаль, черножопый и пиздоглазый. Можно возмущаться этим и не подавать руки тем, кто говорит такие слова или делает что-нибудь из вышеперечисленного.
Как написал dimkin: Ну а если кто пришёл в храм и насрал, тот получит уже в рыло чисто по-человечески. Бог простит. А если кто-то где-нибудь насрал за пределами - так нам поебать. Вне храма срать можно - люди, они вообще очень много срут. Ну и что - уничтожать их что ли за это? Уничтожать нужно за совсем-совсем другое.

В публичном пространстве есть правила, определяемые консенсусом и, да, государством. Не убий. Не укради. Не насильничай. И так далее.
Публичное пространство при этом открыто для любых резких дискуссий. Был ли Холокост, кто распял Христа, является ли Иисус нирванической личностью, кому принадлежит Нагорный Карабах, правда ли, что лесбиянки стали лесбиянками, потому что им не повезло с мужиками и так далее.

Да, лично мне глубоко неприятны люди, напечатавшие тупые карикатуры на Пророка. У меня есть друзья мусульмане. Моя жена из рода кадиев. Я вообще уважаю чужие религиозные взгляды. Я бы никогда не стал покупать эту газету после такой публикации. Или размещать в ней рекламу. Но это - мой личный выбор. Мне не приходит в голову требовать извинений или оргвыводов в адрес издателей. Точно также как мне не приходит в голову требовать закрытия антисемитских газет и сайтов.
Громить кладбища или там в синагогу с ножом ходить - нельзя. Свастику рисовать на еврейских могилах - нельзя. Азеров или там азиатов бить до смерти за то, что они азеры или азиаты - нельзя (в рамках самообороны или потому что они героином торгуют - можно). А газету издавать можно любую. Читать ее или печататься в ней я не буду, но требовать закрытия - увольте.

В этом мире, который я придумал, мусульмане и христиане могут попросить (потребовать) чтобы гей-прайд-парад обходил мечети и храмы, но не могут требовать его запрета. Точно также феминистки не могут требовать запрета порнографии: ее просто должны продавать в специально отведенных местах.

Конечно, мой способ тоже не идеален. Будет трудно договориться о границах зон. Будут провокации. Но зато в этом мире никто не будет боятся говорить "жид" или "ниггер" или "kill NАTO". Никто не будет запрещать газет за карикатуры и жечь посольства. А люди просто будут знать: если ты ведешь себя по-свински, к тебе будут относиться как к свинье. Мне кажется, для этого не нужно ни американской системы судов, ни российской системы государственных запретов.
Tags: евреи, манифест, политика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 50 comments