Sergey Kuznetsov (skuzn) wrote,
Sergey Kuznetsov
skuzn

Categories:

"Римские каникулы" Уильяма Уайлера

Спустя почти двадцать лет пересмотрел "Римские каникулы". Первое, что поражает - мысль о том, что население земли было раза в два с половиной меньше. Все места, где нынче не протолкнуться - совершенно пустые. А рядом с фонтаном Треви - овощной рынок.
Другое время.
В финале я вдруг понял, про что, собственно, фильм. То есть он, понятно, про любовь, про честность, про то, что Одри Хепбурн - очень красивая девушка и хорошая актриса, а Грегори Пек - образцовый "американец на чужбине", это все понятно. Он также, как подсказывает imdb, про ответственность - но в этот раз для меня более важным показалось другое.
"Римские каникулы" - фильм о взрослении. История о превращении взбалмошной девочки - во взрослую женщину. Принцессы - в королеву.

В начале фильма Анна не хочет пить молоко, есть крекеры, встречаться с журналистами, вести себя как положено представительнице королевской семьи и тд.
Потом, как известно, она сбегает и проводит 24 часа в Риме - и вернувшись продолжает встречаться с журналистами, открывать благотворительные выставки и делать все, что положено. Но молока она больше не пьет, крекеров не ест и на пресс-конференции отвечает, что считает нужным, а не то, что ей подсказывают. Иными словами, из девочки, которая делала то, что ей велели взрослые, она превратилась в женщину, которая знает свой долг и поэтому сама решает, что ей делать - а что нет.
В финале Анна впервые говорит со своими предворными так, как подобает королеве. Неожиданно выясняется, что она обладает силой - и с этой силой никто не может поспорить. По молодости я бы сказал, что эта сила возникает благодаря тому, что принцесса отказывается от того, что любит. Это, сказал бы я, символический обмен: она меняет свою любовь и счастье на ответственность и силу.
Сегодня мне кажется, дело в другом. Разница между Анной в начале и Анной в конце - это разница между человеком, которому его жизнь навязана, и человеком, который выбрал ее сам.
Принцесса может повелевать своими поддаными, потому что она знает, что она любит свою страну и свою семью - иначе бы она никогда не вернулась. Она принимает свой долг - и это дает ей свободу и силу.
Важно то, что история о свободе выбора, существует только в голове принцессы. Она считает, что могла бы навсегда остаться девушкой Аней Смити - но зритель знает, что все случилось с ней только потому, что она - принцесса. Джо Бредли знает об этом почти с самого начала. Она не может жить жизнью обычных людей, каникулы не могут продолжаться вечно, возможность выбора существует только в ее сознании. На самом деле никакого выбора нет - рано или поздно она должна вернуться во дворец.

Не важно, был ли у тебя выбор: важно, что делая его, ты считаешь, что он у тебя есть. После этого ты можешь считать себя творцом своей жизни, найти смысл в своей судьбе и принять ее
Ты обретаешь силу и свободу не потому, что пожертвовал чем-то - а потому, что смог принять то, что у тебя есть.

Эта мораль, мне кажется, подходит не только принцессам
Tags: кино, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 24 comments