Sergey Kuznetsov (skuzn) wrote,
Sergey Kuznetsov
skuzn

Categories:

На десятилетие "Афиши"

В ночь с пятницы на субботу был на вечеринке в честь десятилетия "Афиши".
Там было хорошо. Много хороших людей и доброжелательная атмосфера.
Мне немного не хватало безобразий, но, возможно, я просто ушел слишком рано - в полчетвертого.
Я уже много лет толком не читаю журнал «Афиша», да и с людьми, которые там работают вижусь очень редко (если не считать Димы Степанова из Афиши Digital). Наверно, поэтому я по-настоящему задумался про «Афишу» только в связи с этой вечеринкой. И тут выяснилось, что за последние двадцать лет было только два больших издательских проекта, которые стали по-настоящему успешными: «Коммерсантъ» и «Афиша».
Оба начинали не с лицензирования существующих западных изданий и не с трансформации советских, а с попытки заполнить пустующую нишу на российском рынке, создав свой бренд. У обоих эти издания не только оказались успешными, но и дали свое имя всему издательскому дому, который из них вырос. У обоих оригинальное издание до сих пор во многом остается лидером - и в своей нише, и среди других изданий своих ИД.
В восьмидесятые-девяностые было много изданий, которые удачно стартовали. Некоторые из них продолжают существовать на обочине издательского процесса (как Speed-Info). Другие – исчезли, но стали легендой – как журнал «Птюч» или полоса «Искусство» газеты «Сегодня». Но никому, кроме «Коммерсанта» и «Афиши», не удалось свой успех закрепить и развить.
Наверное, дело в том, что оба не просто были успешны в своей нише – они, по большому счету, эту нишу создали. Ниша эта оказалась значительной и устойчивой, поэтому и «КоммерсантЪ» и «Афиша» могли на протяжении долгих лет сохранять верность себе и своей аудитории, не пытались «провести радикальную перезагрузку» или перепозиционировать себя на рынке. «Птючу» или «Сегодня» это не удалось – по разным причинам, частно не зависящим от редакции.
Сходство «Коммерсанта» и «Афиши» еще и в том, что оба издания помогли сформировать новый класс – «Коммерсант» был изданием для «деловых людей», а «Афиша» стала журналом для молодежи, пережившей кризис 1998 года и поверивших в то, что в Москве можно жить как в нормальном модном европейском городе. Отдельный вопрос, насколько Москва в самом деле похожа на модный европейский город – но ведь и деловые люди девяностых не совсем напоминали тот образ, который создавал «КоммерсантЪ»
«КоммерсантЪ» долгие годы наследовал перестроечной интеллектуальной журналистике – хлесткие заголовки, постмодернисткая ирония, позиция «над схваткой». Точно так же «Афиша» наследует лучшим образцам авторской журналистики девяностых – декларировано-субъективная личная позиция обозревателей, стремление превратить заметку в «текст», в произведение литературы. И еще – искренняя любовь лучших авторов «Афиши» к тому, о чем они пишут: я сплошь и рядом могу не соглашаться в оценках с Ромой Волобуевым или Левой Данилкиным, но продолжаю их читать, потому что их лучшие тексты – всегда про любовь. Ну, а про любовь всегда интересно.

Я люблю, когда журналисты пишут про кино и книжки так, что видно: они пишут про любовь. Честно говоря, это лучшее что было в журналистике девяностых – и то, чего мне так не хватает сегодня почти везде.

Вот, на днях, познакомился в гостях с красивой девушкой, которая работает кинокритиком в хорошем месте. Пишет она про кино года полтора и уже устала от этого. И про кино – это слышно по разговору – ей не особо интересно. И зачем все это?
В девяностые годы такого вопроса не возникало. Людей, которые писали про кино, книжки и музыку ощутимо перло от того, что они делают.
Когда я посетовал на то, что в моей молодости небо было голубее, а трава – лучше, другая моя знакомая сказала, что я, мол, относилися к поколению бури и натиска, а сейчас настало время профессионалов.
Я, правда, все равно не понимаю, почему профессионала не должна радовать его работа. И я сказал: знаешь, ведь у Волобуева, который формально к девяностым не относится – буря и натиск все равно есть, правда?
Да и вообще: когда сегодня читаешь «Афишу» - чувствуешь, что ее авторов тоже прет. И за это – огромное спасибо им спасибо.
Хочется даже сказать: пока эти люди продолжают писать, журналистика девяностых жива.

Отдельное спасибо Илье Ценциперу – потому что начинался этот проект на моих глазах (тогда он назывался «Вечерней Москвой») и ничто не предвещало такого успеха. Ничего - кроме ценциперовской харизмы и его внутренней убежденности в своей правоте.
Я начал с того, что долго перечислял разные формальные обоснования успешности проекта: сделали нишу, удержали, развились в издательский дом и так далее. Но главной приметой, конечно, является то, что сотрудники «Афиши» – даже бывшие! – продолжают гордиться принадлежностью к проекту.
Наверно, поэтому и праздник у них удался!
С днем рождения, «Афиша»!
Tags: "Афиша", журналистика
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 17 comments