Sergey Kuznetsov (skuzn) wrote,
Sergey Kuznetsov
skuzn

Category:

"Серьезный человек"/ Serious Man, братья Коэны

Сходили вчера на последний Коэнов. Вышли из кино в некоторой задумчивости и весь вечер обсуждали фильм.
По итогам обсуждения и чтения Интернетов я готов примерно рассказать о чем по-моему этот фильм и зачем.

Понятно, что Коэны как минимум третий раз подряд рассказывают одну и ту же историю: о том, что в мире не то есть смысл, не то нет смысла, но зато мир вот очень вещно существует со всеми его пейзажами, людьми, родственниками и прочим. И это смешно, грустно и страшно одновременно.
Вместе с тем Коэны всю дорогу играют с жанрами - фильм нуар, вестерн, фарсовая комедия и так далее. На этот раз они добрались до фильма о поисках смысла жизни. Или, если угодно, до фильма о евреях и их еврейском Боге.
В этом фильме есть все, что положено:
- пролог на идише
- слово "диббук"
- не то гений, не то безумец, составляющий еврейскую Теорию Всего и выигрывающий у всех в карты
- бар-мицва
- два равина и один еврейский мудрец
- еврейский задрот-професор в очках
- брутальный сосед, сильно смахивающий на антисемита
- Катастрофа
- обсуждение каббалы
- эротические сновидения
- властная жена
Ну и так далее. Тем, кто не смотрел Вуди Алена, фильм "Пи" и еще полсотни других еврейских картин вряд ли будет понято, почему это так смешно. Примерно как смотреть "КиллБилл" не видя ни одного фильма кун-фу, самурайского боевика и картин про зомби.
Второй источник, на который Коэны ориентируются, это фильмы про шестидесятые: музыка, трава, молодежный протест, слово fuck, ветер сейчас сорвет американский флаг нахуй и так далее. Плюс ностальгические воспоминания о их собственном пубертате.
И, конечно, то, что получается естественно оказывается в одном ряду с "Магнолией" и "Красотой по-американски": то есть фильмами о кризисе середины жизни в американском субурбе. Что, опять-таки, сполошь и рядом и есть фильм о смысле жизни.

На все это накладывается специфический юмор Коэнов, когда нам показывают как люди с самым серьезным видом говорят штампами и делают бессмысленную хуйню. Они, конечно, при этом выглядят идиотами, но Коэны потому и прекрасные режиссеры, что их при этом все равно жалко.

Мне кажется, что если учесть все сказанное выше, то будет понятней ответы на вопросы, которые обычно задают зрители: зачем пролог, почему фильм словно оборвался на полуслове, в чем вообще смысл того, что мы увидели?
Пролог - затем, что в таком фильме должен быть эпизод про диббука и разговор на идише
Финал на полуслове, потому что дождь из лягушек нам уже показали в Магнолии, а город, разрушенный торнадо, в Гуммо. Зачем еще раз показывать? У всех хватит воображения.
В чем смысл? Ну, примерно в том же, в чем смысл "Старикам здесь не место" и "После прочтения - сжечь".

В самом деле: почему фильм, рассказывающий о безуспешных поисках смысла жизни, должен оставлять у зрителя чувство осмысленного высказывания? Зритель выходит из зала примерно в том же состоянии, в котором главный герой проводит большую часть экранного времени. То есть нельзя сказать, что все показанное бессмыслено, смысловых связей - дофига, но общий смысл с большой буквы как-то не вырисовывается.
Смысловых связей в самом деле много. Чтобы порадовать читателя, приведу несколько из них (спасибо комментаторам Афиши, Антону Носику и Катичке, ссылки лень расставлять):
- Рабби в прологе не то жив, не то мертв, как Шредингеровская кошка
- Рабби не то жив, не то мертв точно также, как неясно - есть Б-г или нет, а если есть - говорит Он с героем (и с нами) или нет. Эта - главная неопределенность и на этом фоне неопределенность координаты и скорости квантовых объектов (принцип неопределенности, который преподает герой) выглядит милой шуткой
- герой, исправляя оценку, меняет одну букву на другую - что с каббалистической точки зрения страшное преступление. Вероятно, он последний праведник, потому что сразу как только он это делает, наступает конец света.
- герой говорит "у любого действия есть последствия" и во-первых это смешно, потому что он преподает квантовую физику, где это не так очевидно, а во-вторых см. предыдущий пункт. Исправил отметку - и пиздец всему городку.
- герой весь фильм ничего не делает (об этом сто раз говорит) - и это вторит бездествию Маршака, который неподвижно сидит и думает
- о смысле жизни все сказано в песне Jefferson Airplane, которой открывается фильм: Маршак цитирует ее сыну героя после бар-мицвы: когда все потеряно, найди кого-нибудь, кого ты сможешь полюбить.
- знаки, которые посылает Б-г, не нужны, потому что как жить Он давно сказал и так. Это, собственно, смысл притчи про зубы гоя: знаки или нет, но помогать ближним - это хорошая идея. Вообще, притча про зубы - описание метода Коэнов: вот вам история, конца у нее, в сущности, нет, мораль неясна, но история чертовски хороша и ее так и тянет рассказать еще пару раз.

Можно выбрать пару пунктов из приведенных выше, и сказать, что наконец-то стало понятно, о чем этот фильм.
На самом деле он ровно об этом (как, повторюсь, предыдущие два фильма Коэнов) - смыслов вокруг полным-полно, выбирай не хочу. И вариант "мир абсурден и лишен смысла" - только один из вариантов, не лучше и не хуже других.

И, кстати, о шестидесятых и смысле жизни. Друг мой Станислав Ф. сказал как-то:
- Что значит - нет смысла? Съел марку, вышел на улицу - и этих смыслы просто на каждой ветке висят!!

Мне кажется, что фильмы Коэнов как раз о бесконечном количестве глубоких смыслов. При этом их бесконечность полность обесценивает их глубину - и от этого одновременно смешно, грустно и страшно.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 24 comments