Sergey Kuznetsov (skuzn) wrote,
Sergey Kuznetsov
skuzn

В воскресенье я прочитал на Букнике историю о русских людях, возомнивших себя евреями и показавших в семидесятые-восьмидесятые годы тот уровень принципиальности в общении с советской властью, о котором говорит Волчек в недавнем интервью.
Когда я понял, что пересказал эту историю пять раз за несколько дней, стало ясно, что надо дать на нее ссылку и откомментировать.
Главное было — не поклоняться идолам. Про идолопоклонство как раз все было понятно: главный идол в кепке торчал на всех площадях. Знак этого идола — книжечку с серпом и молотом — надо было предъявлять начальству по всяким поводам. И вот этого-то Матвей ни за что не желал делать. Вся семья жила без паспортов, время от времени их таскали в милицию, поскольку старшие девочки, достигнув шестнадцати лет, за паспортами не явились. Но Матвей только радовался случаю поспорить — хоть бы и с милиционерами. Он вообще за словом в карман не лез и не упускал шанса прилюдно высказать свои идеи.
— Люди! — бесстрашно взывал он к пассажирам в электричке, и его синие глаза на красивом скуластом лице сверкали и метали искры. — Поглядите на себя! Вы же созданы по образу и подобию! Что ж вы образ-то свой пропили? Мне-то что, я все равно вскорости уеду в золотой Иерусалим, ибо я еврей и Господу моему служить хочу! А вот вы — как вы-то будете? Потерявши всякий образ! Так жить нельзя!

После того, как вы прочтете эту историю, можно читать мой комментарий, спрятанный под кат во избежание спойлеров.

Во-первых, она не про евреев, а про нас всех, жителей России и/или Советского Союза, изобретающих себе "золотой Иерусалим" или "западную культуру" или "французскую галантность" - иными словами, конструирующими какие-то идеальные объекты и помещающими их в недосягаемую географическую точку. Как только стало возможно ездить по миру, эти объекты рассыпались как Голем. Тем, кто удачливей, даже не пришлось уезжать, чтобы понять, что реальный Иерусалим не похож на тот самый золотой, а жизнь в Париже - это не фильмы Годара и Бертолучи.
Во-вторых у этой истории прекрасный финал. Лена Римон не понимает, что он в высшей степени закономерен: настоящие религиозные фанатики, самостоятельно трактовавшие Библию и требовавшие возврата к корням, проделали путь Матвея Дубинина на пару столетий раньше: сначала из Англии в колонию Массачусетского залива, потом - вглубь страны на фургонах - до тех пор, пока не уперлись в Тихий Океан. Дальше двигаться было некуда - Гавайи на Златой Иерусалим были совсем уже непохожи. Там, в Калифорнии, они и остановились. Их потомки ходят в магазины и смотрят телевизор - Матвей Дубинин сконцентрировал историю освоения Америки пуританами в одну жизнь.
Когда я сказал это одному из своих коллег, он заметил, что это очень амереканофильская трактовка. На мой взгляд она просто очень мрачная. Просто Златого Иерусалима на земле не обнаружилось.

Напоследок - цитата из Волчека, словно про этот случай: Но занятно и то, что, поселившись в какой-нибудь Манитобе, они действительно чувствовали себя в раю, так что все их представления об устройстве мира полностью оправдывались.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments