Sergey Kuznetsov (skuzn) wrote,
Sergey Kuznetsov
skuzn

Categories:

Про отцветающую Москву и многое другое

Я как-то все давно хочу сказать, но не было случая. Вот много лет назад, ну, лет 15-20, была такая специальная журналистика - когда люди писали про кино или про книги, а было ощущение, что читаешь не рецензию, а просто хорошую прозу. Ну, вплоть до слез.
Я, собственно, только такие рецензии всегда и любил. Газета "Сегодня" нас этим радовала, покойный Добротворский очень хорошо это умел, ранний Трофименков, опять же...
К концу девяностых по разным причинам это почти прекратилась. Последние десять лет Рома Волобуев, пожалуй, единственный, кто время от времени заставлял меня вспомнить, что можно писать именно так. Но ясно было, что это реликт уже, да и вообще в другом жанре и на другую аудиторию.
Но вдруг последний год я открыл одного автора, который тоже так умеет. Ну, написать статью, которая вроде бы рецензия, а на самом деле - очень личное и очень сильное высказывание.
То, что я открыл его только сейчас, объясняется, вероятно, тем, что раньше я в меньшей степени интересовался архитектурой, чем кино и книжками.
То есть я и раньше знал, что есть такой Гриша Ревзин из "Коммерсанта"(мне кажется, мы даже были знакомы когда-то в середине девяностых), и даже какие-то статьи я его читал, и к мнению по разным вопросам прислушивался... но вот последний год несколько раз было, что не просто статья, а просто - аааа! - чистый восторг и слезы на глазах.
Фейсбук с возможностью ткнуть кнопку like полностью убил возможность похвалить понравившуюся статью как следуюет - но сегодня я себя пересилил и говорю вам, дорогие читатели: в Citizen K напечатана рецензия Ревзина на последнюю выставку Александра Бродского - и это потрясающий текст. Точный, трогательный, выразительный. Кроме того, он очень важный, мне кажется, для понимания некоторых ключевых вопросов, ну, типа отношение к советскому опыту, "в какое время мы живем", "что тут можно поделать" и тд.
Вот, навскидку, цитат из середины - после нее там еще лучше, но так, чтобы все по ссылке пошли:
Эта штука Бродского, этот коллектор — он очень четко ощущается как советское пространство, даже брежневское, я бы сказал. Есть в этом грязноватом бетоне на задах Волгоградки что-то семидесятническое, что-то большое и неуклюжее, вроде дворов дома «Лебедь», или театра на Таганке, или дома «РИА Новости» на Зубовском, или брежневских спальных районов, или еще чего-то, что сегодня распадается вокруг нас обломками бессмысленного бетона. Это наш мир, и он умирает, и мы уйдем вместе с ним. Будет ли кто-то, кто сможет понять, что в нас была красота? Что мы были прекрасны? Он сделал эти окна — место тех, кто на нас смотрит, и оттуда льется теплый свет.

Короче говоря, читайте!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 14 comments