Sergey Kuznetsov (skuzn) wrote,
Sergey Kuznetsov
skuzn

Categories:

Про TextOnly

Несколько дней назад Митя Кузьмин попросил в своем ЖЖ помощи программистов с работой над сайтом журнала TextOnly, который с 2005 года поддерживался моей компанией SKCG. Подводя итог семи годам сотрудничества, Кузьмин пишет:
Поначалу такая поддержка и была предоставлена, и с учётом сделанного Олегом Пащенко редизайна журнал стал краше прежнего. А потом в компании сменился программист, и всё пошло через пень-колоду и закончилось тем, что в октябре прошлого года мне предложено было забрать сайт с сервера и выметаться на все четыре стороны. Ничего нового и особенного в этой истории нет: большинство спонсорских культурных проектов в Рунете заканчивается таким образом, и то обстоятельство, что вышвыривающий культурку на улицу бизнесмен в этом конкретном случае некогда сам имел к культуре некоторое отношение, ничего не меняет.

Я бы оставил эту запись на совести Кузьмина, но мне показалось важным публично разобраться, почему итог этих семи лет выглядит именно так – прежде всего, для того, чтобы «спонсорские культурные проекты» могли существовать в России более успешно, чем это получилось с TextOnly, и, чтобы другие люди не повторили ошибок, в самом начале проекта допущенных мной.

Главной из них было изначально неверное позиционирование нашего сотрудничества. За последние годы я несколько раз имел дело со спонсорством культурных проектов и теперь я отлично знаю, что это понятие подразумевает взаимные обязательства. Скажем, Билайн или чай Ahmad спонсируют Музей Свибловой – и любой, пришедший в музей, понимает, что это сотрудничество от которого выигрывает не только ММАМ, но и спонсоры. В свою очередь, я делаю «Букник» при поддержке фонда AVI CHAI – и отлично понимаю, какого размера обязательства это на меня накладывает.
Во всех таких случаях в самом начале совместной работы спонсоры и спонсируемые договариваются, кто и что делает, до какого момента длится сотрудничество и когда они снова сядут обсудить итоги и переговорить условия на следующий период.
Ничего подобного мы с Кузьминым не сделали. В результате за семь лет работы компания SKCG не присутствовала своим логотипом или чем-либо еще ни на каких мероприятиях, организованных Кузьминым (кроме, разве что, презентации сайта, если такая была). Более того, ни я, ни другие сотрудники ни разу не получали персонального приглашения на эти мероприятия. Если честно, я не помню, чтобы Митя хоть раз сказал «спасибо» мне или тем людям, которые работали над проектом – зато несколько раз получал от него письма, в тоне, который не позволяют себе клиенты, которые платят SKCG деньги.
Я довольно спокойно относился к этому прежде всего потому, что для меня поддержка TextOnly не была «спонсорством культурного проекта», а была дружеской услугой, оказанная нескольким людям, так или иначе связанным с TextOnly. Конечно, следовало в самом начале работы сказать Мите: «я делаю это из дружеских чувств к Икс и Игрек и только перед ними отвечаю за свои действия». В этой ситуации Митя мог бы сказать «тогда, спасибо, не надо» - или просто «не надо» - а так я, не проговорив свои мотивы в явной форме, ввел его в заблуждение.
Это, конечно, классическая ошибка в любом партнерстве: не проговорить в явном виде формат взаимодействия. По неопытности я допустил ее восемь лет назад.
Второй ошибкой было то, что тогда я еще не понимал изначальную порочность схемы постоянной технической поддержки: отдавать на сторону техническую поддержку могут себе позволить только крупные компании, небольшим компаниям (и, тем более, некоммерческим проектам) проще вырастить внутри себя соответствующие компетенции. Если бы сегодня ко мне пришел за помощью онлайн проект, я бы сразу построил нашу работу как «мы сделаем сайт и обучим ваших сотрудников работе с ним. Он будет сделан на популярном и широкоизвестном движке, и если вы решите его переделать, то легко найдете программиста» (кстати, примерно так мы поступили с «Друзьями Музея Кино»).
Постоянная тех. Поддержка плоха тем, что со временем компания меняется. У нас изменилась специализация, профиль работы и состав сотрудников. В какой-то момент мы оказались в ситуации, когда в компании не было ни одного человека, способного поддерживать сайт TextOnly. Поскольку я тоже несу ответственность за неверное решение о тех.поддержке, я несколько лет в случае необходимости оплачивал работу привлеченных сторонних специалистов, но когда в прошлом году мы стали переезжать на новые сервера, то поняли, что никто не знает, как корректно перенести сайт, чтобы избежать проблем с cms-кой и возможными изменениями в структуре (сам сайт работал и продолжает работать, весь архив доступен и т.д.). Оплачивать отдельный сервер и отдельного сотрудника под TextOnly я, к сожалению, не могу себе позволить и потому я понял, что настало время расстаться.
Мне жаль, что единственным итогом восьмилетней работы стали подобного рода комментарии Кузьмина, но я рад, что у тех людей, которым я оказывал дружескую услугу, ко мне претензий нет.

Кроме того, я многому научился, и теперь могу сформулировать рекомендации для взаимодействия «культуры» и «бизнеса»:
- четко оговаривайте формат взаимодействия: сроки, взаимную ответственность, обязательства и так далее.
- по возможности, постарайтесь передать «не рыбу, а удочку» - то есть нацелить вашу совместную работу на то, чтобы ваш партнер в какой-то момент смог обходиться без вашей помощи
Я пишу это и для тех, кто захочет поддерживать какие-либо некоммерчекие проекты, и для тех, кто этими проектами руководит. Надеюсь, что следование этим советам позволит вам построить ваше сотрудничество так, чтобы оно принесло вам больше удовлетворения, чем получили мы с Кузьминым.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments