Sergey Kuznetsov (skuzn) wrote,
Sergey Kuznetsov
skuzn

Category:

Inherent Vice, реж. Пол Томас Андесон, 2014

Месяца два назад посмотрел Inherent Vice - ждал, когда он выйдет в России, чтобы про него написать, но выяснилось, что он сразу выходит на VOD, а театральный прокат слился.

Очень красивый фильм, хотя, очевидно, не лучший у ТПА (но и книжка не лучшая у ТРП). Избегая спойлеров, скажу, что Андерсон сделал.
Вот, если сказать "это такой сюжет про частного детектива, который курит траву и расследует исчезновение миллионера", то будет понятно, что это такой "Большой Лебовски": типа не лишенная горечи комедия. Или, напротив, стилизация под фильм нуар.
И тут приходит Томас Пол Андерсон и фигачит просто кино. То есть, ну, обычное кино: персонажи, разговоры, Южная Калифорния, чуть флэшбеков, разная музыка (а не только та, о какой вы подумали), никаких кислотных цветов, никакой нарочитой стилизации, ну, исторический фильм, как если бы он был про, я не знаю, Великую Депрессию. Потому что есть такая идея, что хиппи - это смешно и детектив под травой - тоже смешно (и это в самом деле иногда смешно), но, если честно, любая отжившая свое идея выглядит смешной, но это не значит, что про, я не знаю, народников надо снимать исключительно комедии.
На самом деле ПТА сделал это не первый раз. Ровно таким же образом был организован Boogie Nights. Как все представляли себе до этого фильм о порноиндустрии? Ну, сатира (как Терри Саутерн писал). Ну, легкая комедия. Ну, на худой конец, обличение индустрии, которая растлевает и губит женщин. А тут приходит молодой Пол Томас Андерсон и снимает, ну, обычный эпик. Как про постройку готического собора или про завод или, скажем, про бокс (последнее, как все помнят, отрефлексировано внутри фильма).
Этот подход имеет любопытное следствие. Понятно - ну, даже из названия - что это фильм про коррумпированный порочный мир и герой (неважно - выживет он или погибнет, победит или проиграет) этот мир вряд ли изменит. Это более ли менее традиционная мораль нуара. Но любой неонуар, который нам пытается об этом сказать - от "Китайского квартала" до "Города грехов" - неизбежно скатывается в самопародию. То есть зритель выходит с такого фильма, обсуждая как клево снято вот это, смешно придумано вон то, какие сиськи у гланой героини и какая нашлепка на носу у Николсона. Почти никто не выходит с неонура в мрачном настроении, понимая, что всё плохо и good guys lost.
А с Inherent Vice именно так и выходишь.

PS

Мне написали в личку друзья из Калифорнии, как они сходили на этот фильм. Собственно, у рассказчика как раз накануне премьеры случилось начало романа. И он, вместе со своей без-пяти-минут-возлюбленной решил пойти в кино. То есть люди взрослые, всем под сорок, но не идти же сразу в мотель (или куда они ходят там в Калифорнии?) Опять же, только начало романа, еще ничего не случилось.
И вот, они садятся на последний ряд, гаснет свет, играет музыка, шумит море, Хоакин Феникс вспоминает былую возлюбленную, а наши герои постепенно все больше и больше отвлекаются от происходящего на экране.
Зал, надо сказать, полон. Зрители смотрят на экран. Мрачное настроение сгущается. Хоакин Феникс карябает в блокноте "осторожно, паранойа!" Красные флажки пляшут на ветру. Хоакин Феникс взрывает очередной косяк. Парочка на заднем ряду предается преступной страсти.
И в этот момент появляется мымра с фонариком - и просит их покинуть зал!
Вы только представьте! Двух взрослых людей вывели за развратное поведение с фильма режиссера Boogie Nights! Не знаю, как Томас Пол Андерсон, но Пинчон, мне кажется, порадовался бы.

 PPS

Пришедшие в комменты в фейсбук калифорнийские друзья написали, что не верят! Они правы, я изменил часть реалий, потому что рассказчик женат и шифруется :))

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments