Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

anyuta

Умный Отпуск Марабу - теперь и для взрослых

Только что, в январе мы запустили принципиально новый проект: примерно то же самое, что мы делаем для детей, но для взрослых.
Откуда у нас появилась эта идея?
Каждый раз, когда мы пишем о детском проекте, кто-то говорит: "Ах как жаль, что я не ребенок! Я бы тоже поехал!" или "А для родителей у вас ничего нет?"
Именно для таких взрослых - любопытных как дети - мы и придумали Умный Отпуск. Все те, кто жалеет, что они уже выросли из наших детских программ, теперь могут приехать в Чехию и провести свой отпуск самым умным образом: до обеда слушать Линор snorapp Горалик, Елену elka1 Гельфанд и Екатерину katichka Кадиеву, а после обеда – решать задачи по математике. И еще останется время на
прогулки по окрестным горам, посещение соседнего замка и даже на спа в четырехзвездочном отеле, где мы будем жить.
Самым трудным было выбрать трех лекторов для взрослой программы. В конце концов, мы остановились на темах, находящихся на пересечение академической науки и жизненной практики.
Линор Горалик на основе своего «вышкинского» курса «Повседневный костюм и идентичность: человек и его одежда в общественном пространстве» расскажет о том, как мы используем нашу одежду, чтобы с одной стороны выразить себя, а с другой - соответствовать некоторым нормам и правилам, которые существуют в обществе. По большому счету, мы все умеем воспринимать костюм – свой и чужой - как информационное сообщение, и Линор попробует помочь участникам нашей программы разобраться в том, как устроено это восприятие.
Сотрудница крупнейшего центра современной генетики Broad Institute (совместный проект Гарварда и MIT) Елена Гельфанд  рас­ска­жет об эво­люци­он­ной и ме­дицин­ской ге­нети­ке, а так­же о ге­нети­ке по­пуля­ций и ге­номи­ке. Из ее се­мина­ров вы, в час­тнос­ти, уз­на­ете, что та­кое ГМО (и на­до ли его бо­ять­ся), как и за­чем мож­но из­ме­нять ге­нети­чес­кий код че­лове­ка, по­чему ко­мите­ты по ме­дицин­ской эти­ке ог­ра­ничи­ва­ют ра­боту ге­нети­ков, а также о том, что мож­но уз­нать о се­бе и сво­их пред­ках с по­мощью по­пуляр­ных ге­нети­чес­ких тес­тов.
И, наконец, одна из основателей проекта «Марабу» психолог Екатерина Кадиева про­ведет цикл се­мина­ров, пос­вя­щен­ных осо­бен­ностям жиз­ни на пе­ресе­чении раз­личных куль­тур. Ос­новные воп­ро­сы, ко­торые мы будем обсуждать с Екатериной
– Уме­ем ли мы жить в том мно­гона­ци­ональ­ном ми­ре, ко­торый нас ок­ру­жа­ет, и для че­го нам ва­жен этот на­вык.
– При­над­лежность к двум куль­ту­рам – проб­ле­ма или ис­точник си­лы?
– Муж и же­на – од­на са­тана или шай­тан? Осо­бен­ности пос­тро­ения крос­скуль­ту­раль­ных бра­ков, и как в них вы­жить.
– На­ши де­ти: чьи они? Вос­пи­тание де­тей на пе­рек­рес­тке куль­тур.
– Но­вые рын­ки. Что важ­нее: стек­лянные бу­сы, или уме­ния по­гово­рить с або­риге­нами?
– На­ше бу­дущее: гло­бали­зация или мо­но­эт­ни­чес­кие груп­пы?

Как я уже сказал, после обеда у нас будет математика – причем методологичеси похожая на ту, которая происходит у наших детей: то есть не слушание лекций, а решение задач.
Надо сказать, что некоторых эта перспектива пугает. Некотрые мои знакомые так и говорят, что все очень хорошо, вот только математики они всегда боялись или просто не любили. Нельзя ли то же самое, но без математики?
На самом деле, именно таким людям я больше всего посоветую наш Умный Отпуск: потому что наш опыт показывает, что та математика, котороый занимается Ян Раух и его коллеги, способна увлечь всех, даже тех, кто раньше был уверен, что это не для него. Все дети, которые приезжали к нам со словами "я гуманитарий, меня сюда родители отправили, и вообще я математику не люблю" через несколько дней говорили "мы и не подозревали, что математика - это так интересно!". Более того, однажды осенью на Желтой Мельнице мы однажды чуть не остались без обеда: поварам попались листочки с задачами и они так увлеклись, что чуть не пропустили время обеда.
Поэтому одна из наших задач - это показать взрослым-гуманитариям, что математика может быть такой же увлекательной как психология, генетика или семиотика повседневности.

Прочитать об Умном Отпуске Марабу подробней и оставить заявку можно на нашем сайте, а за новостями лучше всего следить через наш фейсбук. Там, кстати, опубликовано прекрасное интервью с Еленой Гельфанд - не пропустите. Интервью с Линор и Екатериной тоже скоро появятся, так что не пропустите.


 
anyuta

Умный лагерь Марабу - итоги первого года

Примерно год назад мы с Екатериной katichka Кадиевой запустили проект детских образовательных лагерей «Марабу». Сегодня мне захотелось подвести итоги этого года, рассказать, как оно придумывалось и как оно работает.
У нас было три основных идеи.
Во-первых, нам хотелось применить опыт преподавания математики, который существует в России – для этого мы собрали прекрасную команду во главе с Яном Раухом (вот тут можно прочитать его прекрасное интервью, где он объясняет, как дети у нас взаимодействуют с математикой).
Во-вторых, мы хотели помочь детям, живущим вне России, сохранить связь с русской культурой и русским языком. Если у нас будет по-настоящему интересная программа на русском языке, решили мы, то дети поймут, что русский язык нужен не только для семейного общения. Более того, то, что у нас в одном лагере будут дети из разных стран тоже сработает на эту идею.
- Мы сразу понимали, что это будет интересным моментом для всех детей, - вспоминает Екатерина Кадиева, - именно в нашем лагере они оказывались в ситуации, когда русский язык оказывался главным языком их общения. Понимаете, языковые лагеря, ориентированные на русский, есть во многих странах. Я видела летние лагеря для американских детей из русских семей. В них, как только взрослые отворачивались, дети переходили на английский: просто потому, что им так проще. Видела подобные лагеря во Франции: там дело обстояло лучше, и детям удавалось даже немного научиться русскому, но все равно: любой другой общий язык всегда очень мешает именно общению на русском. В Марабу прошлым летом были дети из 24 стран. И говорили они на 15 языках минимум. Так что русский в этой ситуации действительно оказался, языком межнационального общения. И это было очень здорово.
И, наконец, мы дополнили математическую программу гуманитарной, собрав прекрасный коллектив преподавателей – Сергей Гуриев, Линор Горалик, Андрей Десницкий, Ася Штейн и другие.
В итоге, у нас получалась насыщенная программа, и, понимая, что нагрузка оказалась достаточно высокой, мы создали для детей максимально комфортные условия: хороший отель, небольшие номера, вкусная еда, возможности для занятй спортом, и так далее.
Сегодя мы можем твердо сказать, что образовательный лагерь оказался востребован, причем не только в Европе или в России, о которых мы думали с самого начала, но и в Азии и даже в Америке: к нам приезжали дети из Казахстана, Бали, Израиля, с Восточного и Западного берегов США. Судя по отзывам родителей и самих детей, в лагере им понравилось – лишним подтверждением служит то, что многие дети снова приехали осенью и записались на лето 2016 года.
При этом за год случилось много того, что мы не могли предположить в начале нашего пути. Прежде всего, расширилась творческая и гуманитарная программы: осенью мы провели лагерь на Желтой Мельнице Славы Полунина.

- Пространство Желтой Мельницы, - говорит Екатерина Кадиева, - настолько плотное и мощное, что не учитывать его запросы было невозможно. Для Мельницы мы составили специальную программу: количество математики мы уменьшили, взяв при этом в качестве сквозной темы криптографию и лингвистику. А гуманитарную программу, наоборот, усилили: сначала рассказали детям про труды великого русского ученого Владимира Проппа, который сделал для анализа фольклорного текста примерно то же, что Менделеев для химии, а потом перешли к более поздним работам в этой области, например, тому, чем занимался Клод Леви-Стросс. В результате, нам удалось донести до детей довольно сложные вещи, которые моя дочь, например, проходит сейчас на третьем курсе Сорбонны. Но, как показала практика, дети гораздо пластичней, и готовы понять и впитать гораздо больше того, чем принято считать, они могут понять. Главное, уметь им это просто и красиво рассказать. Мне кажется, у нас получилось. А в конце этой осенней смены мы ушли совсем уж в нехарактерный для нас жанр: поставили два разных спектакля с двумя группами детей, и это был для нас всех новый опыт.
На днях мы объявляем о запуске весеннего «Марабу», который пройдет в долине Луары и будет фактически целиком посвящен истории и культуре позднего Средневековья и Возрождения. Наши дети и преподаватели будут жить в небольшом замке, они увидят несколько королевских замков и посетят парк Леонардо да Винчи, где где собраны действующие модели пятидесяти знаменитых изобретений великого тосканца, включая первый в мире танк, вертолет и разводной мост. Вернувшись в замок, мы постараемся разобрать основные принципы механики и физики, на которые опирался Леонардо при создании своих изобретений. И, конечно, поговорим о том, что сделало да Винчи тем великим гением, которого мы знаем.
Для летнего лагеря, где мы сохранили сильную математическую составляющую, нам пришлось переделать гуманитраную программу. На самом деле слово «гуманитарная» – не очень точное. Мы начинали лагерь, как математический, поэтому все занятия, не связанные с математикой, стали называть гуманитарными. Но, скажем, экономика – в прошлом году ее читал Сергей Гуриев – насколько это гуманитарная наука? Или психология?
Как бы то ни было, по итогам прошлого лета мы увидели, что и дети, и преподаватели остались довольны опытом совместной работы над нематематическими предметами. Жалко только, что каждый из приглашенных специалистов мог прочитать не больше двух лекций для каждой группы детей. Это очень мало – по большому счету, мы успевали сделать только первые шаги и останавливались как раз тогда, когда становилось по-настоящему интересно. Но времени для длинных курсов у нас не было, да и далеко не все дети захотели бы слушать четырехдневный курс по мифологии или экономике. Вместе с тем, учителя математики очень хотели рассказывать детям о физике, астрономии или о тех областях математики, на которые не хватало времени в основной программе, построенной вокруг решения задач.
Иными словами, почти каждый из преподавателей хотел еще больше времени для работы с детьми, но сделать больше учебных часов мы не могли: нам нужно было успеть сходить в пход и попрыгать на батуте.
Мы долго обдумывали эту ситуацию, обсуждали ее с учителями и родителями, и в результате решили немного поменять подход.
Что мы придумали?
Мы оставляем две утренние пары на математику (столько же было у нас в осеннем лагере), а две пары после обеда занимаем другими предметами. Но на этот раз мы даем детям возможность самим выбирать, чем именно они будут заниматься – примерно так, как это происходит в европейских и американских университетах. Большинство преподавателей готовят небольшие четырехдневные курсы, и за время лагеря каждый ребенок прослушает четыре таких курса. Кроме того, мы оставляем без изменений короткие курсы Линор Горалик (разумеется, читать на них будут другие произведения, чем в прошлом году).
Таким образом нам удалось сделать программу более разнообразной. Этим летом детей ждут дополнительные курсы по математике и точным наукам, традиционные гуманитарные занятия (семиотика, мифология, фольклор), семинары по генетике, музыке и литературе. Те, кому слишком трудно учиться по четыре пары в день, могут вместо одного из курсов выбрать какие-то более игровые занятия – например, шахматы. Но надо понимать, что, как и в настоящих университетах, у нас будут действовать некоторые ограничения – нельзя брать только игровые курсы, или только естественно-научные. Мы хотим, чтобы учебная программа оставалась сбалансированой, как и в прошлом году.
Благодаря этим изменениям, нам удалось привлечь больше преподавателей. Так, один из самых известных российских композиторов Борис Филановский согласился поговорить с нашими детьми о музыке, Елена Гельфанд из Broad Institute (совместный проект Гарвада и MIT) расскажет о современной генетике, Александр Гаврилов планирует вместе с детьми найти ответ на вопрос «Зачем нам врут писатели и какая от этого польза?», Анна Козлова проанализирует генетику супергероев, а социолог Элла Панеях расскажет об институтах в современном обществе. Это, конечно, не полный список преподавателей, он будет пополняться – мы ведем сейчас переговоры еще с несколькими интересными людьми. И, разумеется, с нами остаются те, с кем вместе мы работали в прошлом году: Линор Горалик, Ася Штейн и Андрей Десницкий.
Что касается математической программы, то Ян Раух видит свою задачу в том, чтобы попытаться сделать программу лагеря еще более гармоничной.
- Есть расхожая фраза, - говорит он, - «математика ум в порядок приводит». Ты начинаешь аккуратнее думать и это очень важно, особенно в 12-13 лет, пока не выработался иммунитет к определенного рода учениям или каким-то фейкам. У нас, конечно, всегда будет какая-то гуманитарная часть, потому что это лагерь для русскоязычных европейских детей и важно, чтобы русская культура сохранялась. Мне кажется, что прошлым летом у нас не очень хорошо получилось соблюсти баланс между математикой и гуманитарными науками, а вот осенью вышло уже лучше. Всё было связано в единую линию – и мы попробуем развиваться в этом направлении и дальше.

Подробней об Умном Лагере Марабу можно прочитать у нас на сайте или на нашей странице на фейсбуке




 
anyuta

И еще немного о "Марабу"

К нашему изумлению, довольно много народу записываются в Умный Лагерь Марабу из России. Поэтому для всех желающих я решил провести презентацию, рассказать как мы это придумали, ответить на все вопросы и так далее.
ЕКЦ на Никитской любезно согласился предоставить для этого помещение и помочь с организацией вечера.
Поэтому в этот четверг по адресу Большая Никитская 47 стр 2 в 19:30 я буду рассказывать про Умный Лагерь Марабу. Если кто раздумывает, е отправить ли туда своих детей - добро пожаловать!


Вот тут ивент на фейсбуке
Вот тут сайт Умного Лагеря Марабу
anyuta

Где пройдет умный лагерь Марабу

На прошлой неделе мы договорились о том, что во вторую смену умного лагеря Марабу в качестве одного из приглашенных лекторов выступит экономист Сергей Гуриев (бывший ректор РЭШ, а сейчас - профессор Sciences Po, Paris), а также после осмотра десятка возможных мест выбрали то, где в этом июле пройдет наш лагерь. В национальном Корконошском парке (Чехия) мы нашли уютный отель, специально оборудованный для приема детских групп. Отель был построен в 1936 году, и полностью переоборудован в 2013: таким образом он сочетает традиции европейских шале с современным комфортом.

(это вид из окна отеля)

Дети будут жить в двухместных или пятиместных комнатах, а занятия будут проходить на первом этаже или террасе отеля.

Одной из важный причин, почему мы выбрали именно этот отель, было то, что нам очень понравился персонал: как раз во время нашего визита там жила большая группа чешских школьников, и мы сами убедились, что сотрудники отеля действительно имеют большой опыт поддержки детских лагерей и школ.

На время проведения лагеря отель будет полностью закрыт для посторонних: в нем будут жить только дети - участники программы, и организаторы лагеря: вожатые, преподаватели, врач, приглашенные лекторы.

Вокруг отеля есть все, что может нам понадобиться: место для костра, игровая площадка, небольшой бассейн. Еще мы планируем организовать с местными егерями небольшие выходы на территорию заповедника, чтобы дети смогли наглядно посмотреть на то, как складывались геологические горные слои, как формировались экосистемы.

Напоминаю, что до конца февраля действует скидка: путевка в лагерь стоит 2000 евро.

Подробней об умном лагере Марабу можно прочитать вот тут.

anyuta

Русские дети в Европе: математика и другие миры.

Два года назад, переехав во Францию, мы, как и все русские родители, постарались найти нашему сыну хорошую школу. У нас это получилось: в нашей школе работают очень милые заботливые учителя, которые помогают адаптироваться маленькому иностранцу, дети в меры шкодливы и в меру прилежны, программа интересна и разнообразна. А главное –  ребенок ходит в школу с удовольствием.

Единственное, что его немного смущает – это уроки математики. В этом году, в 13 лет, он еще раз проходил вместе со своими одноклассниками правила сложения дробей. А первый раз он проходил это в московской школе, года три-четыре назад…

Как недавно сказала наша парижская приятельница, вышедшая замуж за француза «мой муж считает, что наш ребенок невероятно одарен математически. Но он так говорит просто потому, что он никогда раньше не видел по-настоящему одаренных русских детей.»

Конечно, в ее шутке есть доля преувеличения: к концу школы те французские дети, которые действительно интересуются математикой, знают ее ничуть не хуже, чем выпускники российских школ. Но достигается это путем больших усилий в трех старших классах. А в средней школе действительно есть некоторый провал, потому что европейское образование во многом сосредоточено на другом – на социальных навыках, воспитании ответственного отношения и уважения к личности. Это очень ценные вещи – и, если честно, во многом мы ради них сюда и приехали - но как же, все-таки, хочется, не потеряв преимущества европейского подхода сохранить то хорошее, что было в российской системе образования с ее ранним вниманием к математике да и вообще – к естественным наукам.

Между тем, интерес к науке – такая же часть мира культурного человека, как интерес к истории и литературе. Но точно также, как интерес к литературе не может возникнуть без книг, интерес к математике или физике не появится, пока ребенок не "пощупает" эти науки, не попытается решать более сложные – но и более интересные – задачи.

Многие русские родители, живущие в Европе, понимают это – тем более, если они помнят, как можно хорошо и интересно преподавать математику с раннего возраста. Они пытаются как-то помочь своим детям узнать и полюбить науки: кто-то сам с ними занимается, кто-то находит учителей в России для занятий по скайпу, кто-то пользуется специальными корейскими образовательными программами... Все это, конечно, работает – но любой из этих способов лишен важнейшей составляющей, которая когда-то была у нас: удовольствия разделить радость от изучения математики с другими детьми, с людьми, подобными тебе.

Многие родители это чувствуют и делают, что могут: кто-то самоорганизуется в учебные группы, кто-то каждый год отправляет детей в матлагеря в Россию, кто-то ищет их аналоги в Европе. Некоторым удается создать для своих детей что-то вроде круга общения, который был в детстве у них самих – но множество родителей все-таки не могут решить эту проблему.

Именно для них (и немножко для себя) мы и решили этим летом организовать в Европе - умный лагерь «Марабу».

В нашу команду вошли учителя, много лет делавшие в России математические лагеря, программу которых мы положили в основу работы. Хотя, конечно, наш лагерь – не чисто математический: мы дадим  детям возможность больше узнать о физике, биологии и других науках. А в качестве дополнительных активностей мы планируем разные  гуманитарные мероприятия: мы будем вместе читать на русском и обсуждать прочитанное, слушать музыку, устраивать выезные экскурсии и говорить о современных медиа. Для этого мы пригласим гостей: известные исследователи, учителя и писатели приедут к нам, чтобы прочитать лекцию, провести мастер-класс и просто пообщаться с детьми.

Наша цель – помочь детям полюбить математику, а тем, кто уже любит, дать возможность узнать еще больше и провести лето в интересной компании.

Мы уверены, что благодаря двум неделям занятий, дети получат  научную основу, которая облегчит им переход в старшие классы. Кроме того, изучение естественных наук – это прежде всего способ думать о мире. И этот способ хорошо бы узнать всем, а не только будущим математикам, биофизикам и экономистам.

Наш лагерь будет располагаться в Чехии, в специально оборудованном комфортабельном отеле. Там будут места для занятий, хорошие природные условия, удобная и безопасная территория, возможности для занятий спортом и вообще – детям и учителям будет там хорошо и и интересно жить. Разумеется, мы полностью следуем всем европейским требованиям безопасности, включая вопросы здоровья и питания.

Программа занятий расчитана на детей от 10 до 14 лет, но привязана не столько к возрасту, сколько к стартовому уровню знаний. Для этого мы дважды проводим тестирование: заочно при записи в лагерь и очно - в первый день.

Некоторые занятия и мастер-классы будут совместными, но основная часть будет проходить в небольших группах.

В начале наступающего 2015 года мы вывесим на нашем сайте учебные программы, раписание занятий и всю необходимую информацию, касающуюся жизни в лагере. Однако мы знаем, что многие родители планируют лето своих детей уже сейчас – поэтому мы делаем предварительное объявление заранее.

У нас будет два двухнедельных заезда в июле – и на них можно записаться уже сейчас.

Стоимость лагеря составляет 2500 евро за две недели (сюда так же входит еда, проживание и выездные экскурсии). Как всегда, предусмотрены скидки для тех, кто заранее запишется и заранее оплатит лагерь: до конца февраля цена составляет 2000 евро.

Организатором лагеря является детский познавательный проект «Марабу», при поддержке программы «Читаем с детьми», сайта «Букник» и ряда других организаций и частных лиц.

***

Чуть выше я писал о целях нашего лагеря – но одну, возможно, самую сокровенную – оставил напоследок.  Мне кажется, у нашего лагеря может быть еще одна важная функция: многие дети, рано уехавшие из России или родившиеся в русских семьях зарубежом, не понимают, зачем им нужен русский язык. Мама и папа в конце концов научаются общаться с детьми на языке своей новой родины, русские школы за редкими исключениями не могут предложить ничего интересней классической русской литературы или псевдотеатральных постановок, родом из советского детства их организаторов... все друзья говорят на местном языке, а книжки можно найти в переводе.

Нам хотелось бы, чтобы русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной – но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Мы хотели бы, чтобы дети знали, что русский – это не только язык бабушки и дедушки, но язык на котором можно общаться с интересными сверстниками со всех концов Европы.

Если этот результат будет достигнут – мы будем считать свою цель выполненной.

anyuta

Детям нужна помощь

Вот есть такая ситуация - чтобы не называть имен-фамилий, скажем "гипотетическая ситуация"
- двое детей 7 и 8 лет (девочка и мальчик)
- мать-алкоголичка с онкологией, которая не готова детьми заниматься
- отца нет и никогда не было (в смысле - не указан ни в каких бумагах)
- у бабушки живут двое предыдущих детей
И вот эта мать решает отдать детей в детский дом. Понятно, что из детского дома назад их получить будет трудно и было бы хорошо, если бы нашлись люди, которые готовы забрать детей к себе. Возникает два вопроса
- есть ли юристы, готовые рассказать, как можно все это оформить, чтобы у усыновителей не было потом проблем. Мать готова отдать детей и больше никогда не видеть, но все равно непонятно, как это сделать
- где искать людей, которые хотели бы таких детей усыновить. Лучше бы, конечно, двух сразу.

Понятно, что двое детей - не один. И неблагополучная семья никого не радует, и возраст не так, чтобы младенческий. Но, по-любому, стартовые условия не хуже, чем если усыновлять из детского дома. Я уверен, есть люди, которые будут рады такому варианту - если будут юристы, которые его продумают и если мы этих людей сможем найти.
anyuta

Мессаж он же мессадж

В архиве "Свободы" нашел старую (март 2011 года) передачу о Мандельштаме. Она, на самом деле, не о Мандельштаме, а о том, что говорили о нем на "Свободе" в разные годы.
Самое удивительное: диалог Газданова (!) и Адамовича, декабрь 1967 года. Оно вообще интересное, но в частности, Адамович говорит "Вот теперь принято говорить мессаж, обращение" - дико интересно, когда в русском, хотя бы эмигрантском, появилось это message, в смысле "послание", "то, что хочет сказать автор".
А ближе к концу там потрясающее интервью Надежды Яковлевны. Очень, правда, печальное:
Надежда Мандельштам: Был ли он гением, я не знаю. Он был дурак.
Лиз де Мони: Он был... очень глупый молодой человек?
Надежда Мандельштам: Облагораживаете. Я резче говорю.
Лиз де Мони: Он был очень веселым молодым человеком?
Надежда Мандельштам: Очень веселый. Он всю жизнь был веселый, даже в несчастьях.
Лиз де Мони: Сохранил ли он эту веселость в тяжелые, в трудные годы?
Надежда Мандельштам: В лагере — нет. В лагере он просто сошел с ума - он боялся есть, думал, что его отравят.
Лиз де Мони: Был ли ваш муж добрым человеком?
Надежда Мандельштам: Со мной — нет, а с людьми — да, особенно с детьми. Но он меня никуда не пускал.
Лиз де Мони: Некоторые мне говорили, что он был трудным человеком.
Надежда Мандельштам: Он был трудным человеком для меня. И для сволочи. Кругом были сволочи одни.
Лиз де Мони: Но вы посвятили ему всю свою жизнь?
Надежда Мандельштам: К сожалению.
anyuta

Детская литература и ценности «советского детства»

Завтра вечером в рамках Библионочи я принимаю участие в круглом столе про ценности советского детства. Происходит все это в Некрасовской библиотеке (ул. .Бауманская, д. 58/25, стр.14) с восьми до десяти вечера.
Мне кажется, это в самом деле интересная и важная тема и мы будем рады видеть всех, кто захочет нас послушать и принять участие в обсуждении.
Под катом - более детальное описание
Collapse )
anyuta

О детях и вокруг

Дал интервью Лехе Андрееву про воспитание детей. Давал перед Новым Годом, больной и в цейтноте - сейчас перечитал и мне больше всего понравился финал, потому что Леха задал совершенно неожиданный вопрос:

- Ну и напоследок - про национальное воспитание. У тебя есть "Букник", это про еврейскую культуру. Понятно, что татарские или грузинские семьи тоже могут вырастить детей в своих национальных традициях. Но куда податься русскому человеку за подобным образованием? Из того, что я вижу вокруг - это безликое "общее образование" в школе, плюс принцип "с миру по нитке" во всем остальном: китайские игрушки, сказки скандинавских писателей, английские завтраки, японские единоборства и так далее. Нет, можно конечно пойти святой водицы тяпнуть под крестом среди матрешек, и ребенка тому же научить - но не тянет. Склепом пахнет. Что я делаю не так, доктор?
- На самом деле я не верю ни в какое "национальное образование". Мои дети, конечно, знают, что они - евреи, но они также знают, что они - даргинцы, немцы и голландцы (по маме). И русские по нам обоим. Я не транслирую детям "еврейскую культуру" - я транслирую им свои ценности. Часть из них могут быть сочтены "еврейскими", но я никогда их для себя так не определял. Ты, я думаю, тоже транслируешь какие-то свои ценности детям, в этом у нас нет разницы.
При воспитании национальное, по-моему, имеет смысл, когда ты, благодаря апелляции к истории народа, создаешь своему ребенку дополнительный ресурс. "Мы, евреи, всегда умели выживать в тяжелых условиях" или "мы, евреи, всегда ценили образование". Но ведь точно также можно говорить "мы, русские, всегда чувствовали себя гражданами мира" или "мы, русские, всегда умели собраться в решительный момент".
При этом, слава Богу, все нации столь разнообразны внутри себя, что каждый родитель может выбрать из бесконечного перечня национальных черт те, которые ему ближе: можно сказать "мы, русские, всегда прежде всего развивали свою культуру!", а можно "мы, русские, всегда были открыты другим культурам". И то, и другое в равной степени правда (и в равной степени не совсем правда, и даже совсем неправда) - любое "мы, такие-то, всегда..." это чистое мифотворчество. Нужно осознавать его как мифотворчество и использовать так, как надо использовать мифы - чтобы на них можно было опереться в трудную минуту. И, да, детям тоже надо объяснять, что это, конечно, мифы, а не реальная история.
Тут, я уверен, важна методология работы с национальными корнями - а какие это корни, не так уж важно.
anyuta

"Похитители бриллиантов", Луи Буссинар (летнее чтение с детьми, продолжение)

В рамках проекта «Перечитываем любимые книги вместе с детьми» я перечитал - наперегонки с Даней - «Похитителей бриллиантов» Луи Буссенара. Ну, что я вам скажу? Истории про массовые убийства меня всегда зачаровывали, и в детстве я считал большим достоинством романа то, что к финалу в живых остается не больше 5% действующих лиц. В этом плане «Похитители бриллиантов», конечно, заслужено были моей любимой книгой – там степень зверства возрастает от первой части к третьей, и если в начале всего-навсего убивают торговца, чтобы обвинить в этом главных героев, то ближе к концу между делом вырезают поселок старателей и туземное племя – причем цель этой многоходовой комбинации столь ничтожна, что трудно воспринимать ее иначе как чистое проявление немотивированной злодейской жестокости. Мне кажется, англо-саксонские приключенческие писатели не достигали таких садистических высот: конечно, у всех встречаются истории о вырезанных белыми индейских племенах, но незабвенная интонация «между делом он придушил подвернувшуюся под руку десятилетнюю девочку и заразил чумой колодец, отчего в течение месяца умерло пятьдесят тысяч человек» дается, мне кажется, только соотечественникам автора «Жюльетты».
На всякий случай я не стал рассказывать сыну, за что я так любил эту книжку в детстве.