Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

anyuta

Марабу

Марабу

Дорогие друзья!
Хотим немного рассказать вам о подростковой Летней школе Марабу-2018.

В этот раз у нас целых две смены!

I смена пройдет с 15 июля по 28 июля и называется "Бизнес, финансы, экономика". Команду мы собираем в основном из специалистов: банкиров, экономистов, финансистов, аналитиков, бизнесменов, работающих в Европе и США. Ну и, конечно, займемся математикой с командой Яна Рауха.

II смена пройдет с 30 июля по 12 августа и будет, как и в прошлом году, посвящена "Наукам о человеке", в том числе, конечно, биологии. С большой вероятностью к нам приедет Яков Журинский — молекулярный биолог, который работал в Америке, а теперь трудится в Институте имени Вейцмана в Реховоте (Израиль).
Тем, кто уже был в 2017 году и слушал курсы по генетике, нейросетям, социологии, психологии, биомедицине и переселении народов, говорим уверенно — программа точно не повторится, будет много новых преподавателей, а те, кто приедет второй раз, изменят программу.

Конечно, не обойдется без развлечений и спорта.

Летняя школа вновь пройдет в Венгрии, но уже в другом отеле. На каждую смену мы готовим отдельный сайт, а пока можете оставлять заявки на http://marabou.club/ (в верхней его части есть надпись "Летняя школа Марабу" и кнопка).
Ждем подростков 14-16 лет.

#марабу #марабу_для_подростков #летняя_школа_марабу

Posted by Сергей Кузнецов on 16 ноя 2017, 12:14

from Facebook
anyuta

Сергей Кузнецов выпустил новый роман «Учитель Дымов»

Сергей Кузнецов выпустил новый роман «Учитель Дымов»

В нем три поколения одной советской семьи отказываются конфликтовать с властью и стали учителями

Posted by Сергей Кузнецов on 28 сен 2017, 19:19

from Facebook
anyuta

Марабу

Марабу

Бьют барабаны и трубы трубят! Объявляем запись в «Марабу»: осень в Бургундии официально открытой!
На сайте вы найдете информацию о программе, о преподавателях, ответы на часто задаваемые вопросы и, самое главное — в правом верхнем углу — кнопки Заявка и Вопрос.
Ждем вас на сайте и в Умном лагере «Марабу». Поехали!

Posted by Сергей Кузнецов on 4 сен 2017, 15:23

from Facebook
anyuta

Почему случившееся в 57ой - не внутреннее дело этой школы

Последние дни меня несколько раз спрашивали, почему меня так волнует скандал с 57ой школой. Я же там не учился и мои дети не учились. Несколько раз я порывался ответить, но сегодня понял, что ответ достаточно длинный и важный, чтобы написать его в виде отдельного поста.
Я учился в другой школе, но в то время, когда я там учился, несколько московских матшкол – вторая, 57-ая, 91-ая и 189-ая – воспринимали друг друга как единый круг. Разумеется, между школами были некоторые различия, но вообще-то мы все считали, что мы – одной крови. Когда я учился в университете, подавляющее большинство моих друзей было из 57-ой, я приходил туда примерно раз в неделю, в конце концов женился на выпускнице, и до сих пор среди моих друзей много тех, кто там учился. То есть, это не чужая мне школа.
Но более важно то, что 57-ая школа – уникальный общественный институт. Для многих – воплощение «нашего круга». Как написала мне в личке одна очень умная моя современница «ради 57-ой школы стоит жить в России»,  хотя она сама там никогда не училась. То есть, 57-ая школа не принадлежит только ее выпускникам и учащимся в силу ее важности для всего общества. Поэтому происходящее в 57-ой школе касается не только тех, кто формально имеет к ней отношения, точно также, как происходящее в Академии Наук или в РПЦ касается не только ученых или православных.
У меня лично есть еще одна причина переживать по поводу происходящего. Последние годы я занимаюсь образовательными проектами, и поэтому для меня крайне важны принятые внутри русского образовательного сообщества правила игры. Для меня скандал внутри 57-ой школы – внутрицеховое, внутрииндустриальное событие. Если в Москве существует школа (очевидно, не одна школа), где считают, что любовные отношения между учащимися и учителями допустимы, то эта тема должна быть обсуждена публично. Если этого не сделать, то родители будут считать, что во всех русских образовательных проектах (включая мои) принято вести себя как учитель М.  Но, главное, это надо сделать для того, чтобы практика, которую я  считаю порочной и неэтичной, не распространилась дальше. Чтобы все, кто работают с детьми – в школах, кружках, спортсекциях, летних лагерях и так далее - задумались о границах допустимого и не пересекали их. Если не дать оценку случившемуся – в том числе поведению администрации – то это будет сигналом для директоров любых детских проектов, которые будут думать «ну, вообще-то это плохо, но если учитель хороший, то можно закрыть на это глаза».
Что не менее важно, это будет сигналом и детям. В свое время мы любили наши школы за то, что они учили нас честности – учили в условиях Советского Союза, где учить этому было уж никак не легче, чем в условиях путинской России. Если нынешнее руководство 57-ой школы много лет знало о происходившем, но ничего не делало, то пострадавшими оказываются не только дети, непосредственно вовлеченные в эти практики, но все остальные дети, которых de facto много лет учили лжи и двойным стандартам в стиле «если человек хороший профессионал, то ему можно то, что нельзя плохому».
(а потом все удивляются, почему дети чиновников ездят по встречке – ну, потому что их папа хороший профессионал, а они – элита, поэтому им - можно).
Поэтому мне кажется важным не только дать оценку случившемуся, но и сказать, что были школы, где с подобными практиками боролись гораздо более активно и более успешно – и это тоже хорошие школы, где тоже есть учителя-харизматики и любящие свои школы ученики.
Подводя итог, еще раз повторю: случившееся в 57ой школе не является ее внутренним делом именно потому, что это – одна из лучших московских школ, маяк для многих других школ и детских проектов. Поэтому это должно волновать не только меня, но любого, кому есть дело до будущего России.
 
anyuta

Русские дети в Европе: математика и другие миры.

Два года назад, переехав во Францию, мы, как и все русские родители, постарались найти нашему сыну хорошую школу. У нас это получилось: в нашей школе работают очень милые заботливые учителя, которые помогают адаптироваться маленькому иностранцу, дети в меры шкодливы и в меру прилежны, программа интересна и разнообразна. А главное –  ребенок ходит в школу с удовольствием.

Единственное, что его немного смущает – это уроки математики. В этом году, в 13 лет, он еще раз проходил вместе со своими одноклассниками правила сложения дробей. А первый раз он проходил это в московской школе, года три-четыре назад…

Как недавно сказала наша парижская приятельница, вышедшая замуж за француза «мой муж считает, что наш ребенок невероятно одарен математически. Но он так говорит просто потому, что он никогда раньше не видел по-настоящему одаренных русских детей.»

Конечно, в ее шутке есть доля преувеличения: к концу школы те французские дети, которые действительно интересуются математикой, знают ее ничуть не хуже, чем выпускники российских школ. Но достигается это путем больших усилий в трех старших классах. А в средней школе действительно есть некоторый провал, потому что европейское образование во многом сосредоточено на другом – на социальных навыках, воспитании ответственного отношения и уважения к личности. Это очень ценные вещи – и, если честно, во многом мы ради них сюда и приехали - но как же, все-таки, хочется, не потеряв преимущества европейского подхода сохранить то хорошее, что было в российской системе образования с ее ранним вниманием к математике да и вообще – к естественным наукам.

Между тем, интерес к науке – такая же часть мира культурного человека, как интерес к истории и литературе. Но точно также, как интерес к литературе не может возникнуть без книг, интерес к математике или физике не появится, пока ребенок не "пощупает" эти науки, не попытается решать более сложные – но и более интересные – задачи.

Многие русские родители, живущие в Европе, понимают это – тем более, если они помнят, как можно хорошо и интересно преподавать математику с раннего возраста. Они пытаются как-то помочь своим детям узнать и полюбить науки: кто-то сам с ними занимается, кто-то находит учителей в России для занятий по скайпу, кто-то пользуется специальными корейскими образовательными программами... Все это, конечно, работает – но любой из этих способов лишен важнейшей составляющей, которая когда-то была у нас: удовольствия разделить радость от изучения математики с другими детьми, с людьми, подобными тебе.

Многие родители это чувствуют и делают, что могут: кто-то самоорганизуется в учебные группы, кто-то каждый год отправляет детей в матлагеря в Россию, кто-то ищет их аналоги в Европе. Некоторым удается создать для своих детей что-то вроде круга общения, который был в детстве у них самих – но множество родителей все-таки не могут решить эту проблему.

Именно для них (и немножко для себя) мы и решили этим летом организовать в Европе - умный лагерь «Марабу».

В нашу команду вошли учителя, много лет делавшие в России математические лагеря, программу которых мы положили в основу работы. Хотя, конечно, наш лагерь – не чисто математический: мы дадим  детям возможность больше узнать о физике, биологии и других науках. А в качестве дополнительных активностей мы планируем разные  гуманитарные мероприятия: мы будем вместе читать на русском и обсуждать прочитанное, слушать музыку, устраивать выезные экскурсии и говорить о современных медиа. Для этого мы пригласим гостей: известные исследователи, учителя и писатели приедут к нам, чтобы прочитать лекцию, провести мастер-класс и просто пообщаться с детьми.

Наша цель – помочь детям полюбить математику, а тем, кто уже любит, дать возможность узнать еще больше и провести лето в интересной компании.

Мы уверены, что благодаря двум неделям занятий, дети получат  научную основу, которая облегчит им переход в старшие классы. Кроме того, изучение естественных наук – это прежде всего способ думать о мире. И этот способ хорошо бы узнать всем, а не только будущим математикам, биофизикам и экономистам.

Наш лагерь будет располагаться в Чехии, в специально оборудованном комфортабельном отеле. Там будут места для занятий, хорошие природные условия, удобная и безопасная территория, возможности для занятий спортом и вообще – детям и учителям будет там хорошо и и интересно жить. Разумеется, мы полностью следуем всем европейским требованиям безопасности, включая вопросы здоровья и питания.

Программа занятий расчитана на детей от 10 до 14 лет, но привязана не столько к возрасту, сколько к стартовому уровню знаний. Для этого мы дважды проводим тестирование: заочно при записи в лагерь и очно - в первый день.

Некоторые занятия и мастер-классы будут совместными, но основная часть будет проходить в небольших группах.

В начале наступающего 2015 года мы вывесим на нашем сайте учебные программы, раписание занятий и всю необходимую информацию, касающуюся жизни в лагере. Однако мы знаем, что многие родители планируют лето своих детей уже сейчас – поэтому мы делаем предварительное объявление заранее.

У нас будет два двухнедельных заезда в июле – и на них можно записаться уже сейчас.

Стоимость лагеря составляет 2500 евро за две недели (сюда так же входит еда, проживание и выездные экскурсии). Как всегда, предусмотрены скидки для тех, кто заранее запишется и заранее оплатит лагерь: до конца февраля цена составляет 2000 евро.

Организатором лагеря является детский познавательный проект «Марабу», при поддержке программы «Читаем с детьми», сайта «Букник» и ряда других организаций и частных лиц.

***

Чуть выше я писал о целях нашего лагеря – но одну, возможно, самую сокровенную – оставил напоследок.  Мне кажется, у нашего лагеря может быть еще одна важная функция: многие дети, рано уехавшие из России или родившиеся в русских семьях зарубежом, не понимают, зачем им нужен русский язык. Мама и папа в конце концов научаются общаться с детьми на языке своей новой родины, русские школы за редкими исключениями не могут предложить ничего интересней классической русской литературы или псевдотеатральных постановок, родом из советского детства их организаторов... все друзья говорят на местном языке, а книжки можно найти в переводе.

Нам хотелось бы, чтобы русские дети, живущие в Европе, знали, что Россия известна не только литературой позапрошлого века, Владимиром Путиным, нефтью и конфликтом с Украиной – но и сильной научной школой в области естественных и гуманитарных наук. Мы хотели бы, чтобы дети знали, что русский – это не только язык бабушки и дедушки, но язык на котором можно общаться с интересными сверстниками со всех концов Европы.

Если этот результат будет достигнут – мы будем считать свою цель выполненной.

anyuta

О Второй школе

Update
Ссылка на этот пост разошлась довольно широко, поэтому все апдейты мне кажутся уместными именно здесь. Вместе с тем мне кажется неправильным полностью стирать старый пост, хотя он был написан под воздействием эмоций и от этого страдает рядом неточностей, искажающих то, что я на самом деле хотел сказать.
Сегодня утром я сформулировал все более точно и взвешено. Исправленный текст можно прочитать вот тут
Добавлю только, что согласно последним новостям Илья Колмановский продолжает работать в школе.
Хочется еще раз выразить поддержку обоим участникам конфликта - Колмановскому за его верность взглядам и Овчинникову за желание спасать школу в трудной ситуации - и выразить надежду, что конфликт будет разрешен благополучно.

Ниже - старый текст, зачеркнутый, но все равно читаемый

Я закончил Вторую школу и всю жизнь этим гордился - ну, насколько можно гордиться тем, в чем нет твоего особого вклада. Сегодня из Второй школы уволили Илью Колмановского - за участие в демонстрации против закона о гейской пропаганде.
Два важных момента - Колмановский вовсе не гей и закон еще не принят.
При увольнении ему, конечно, сказали, что это делается для спасения школы и что "те" времена никогда не проходили. Я понимаю про "сохранить школу", но есть один важный момент: школа - это не детская больница.

В 1972 году Вторую школу разогнали. Учителя ушли в другие школы, вообще ушли из профессии или эмигрировали. Я поступил туда в 1979 году, но мы помнили о том, что было раньше. И мы гордились тем, что в 1972 году почти никто из учителей не предал и не струсил. Да, поставили нового директора (и мы ее презирали и смеялись над ней), да, уровень знания математики в 57 школе был выше, но мы знали, что мы - как на крейсере Варяг, полузатопленном, но не сдавшемся. Мы даже знали имена учителей, которые ушли в 1972 году, и помнили о создателе Второй школы, выгнаном тогда же с директоров - Владимире Федоровиче Овчинникове. Мы никогда его не видели, но помнили и уважали.
Мне кажется, для многих из нас пример, который показали нам в 1972 году учителя Второй школы, был очень важен. И школа сохранилась, потому что мы все - и ученики, и немногие оставшиеся учителя, и пришедшие новые учителя - помнили об этом и, так сказать, чтили традицию.
Я думаю, если бы в начале семидесятых Овчинников уволил бы Анатолия Якобсона (за дружбу с диссидентами) или Феликса Расколькниква (за уроки литературы по Солженицыну и другим неодобряемым авторам) никакой Второй школы бы давно уже не было.
Потому что можно идти на моральные компромиссы, чтобы лечить детей, а если ты учишь детей - допустимый уровень компромиссов совсем другой. Ну, мне так кажется.
На мой взгляд сегодня допустимый уровень был нарушен. Трудно будет после этого что-то объяснять детям про верность своим взглядам и прочие благородные вещи, которые мы так ценили в молодости.

После перестройки Владимир Овчинников вернулся на место директора - и это выглядело пусть запоздалым, но торжеством справедливости.
Жестокая ирония заключается в том, что именно он уволил сегодня Илью Колмановского.
Можно сказать, что возраст берет свое. Можно сказать, что фактически - это два разных человека, Овчинников-1972 и Овчинников-2013. Много что можно сказать.
Но мне обидно, что красивая легенда, которую я знал сорок лет, в одночасье была разурешена.
Не уверен, что это называется "спасти школу"

PS Конечно, мне хочется верить, что случилось недоразумение и завтра выясниться, что кто-то кого-то не понял, Колмановский по-прежнему работает учителем биологии, а Вторая школа - чтит свои традиции.
Буду очень рад, если так.

Update фейсбуке мне написали, что Якобсон был уволен шел по собственному желанию в 1968 году. Я об этом, увы, забыл (или не знал). Полез изучать вопрос. Ситуация схожая, но все же иная: Якобсону предложили уйти не в результате его диссидентской деятельности, а после довольно антисоветской лекции, прочитанной в школе. Опять же, в отличие от Колмановского, он добровольно согласился уйти, чтобы не подставлять школу.
Подробности - вот тут: http://www.antho.net/library/yacobson/2school/2sc-raskolnikov.html#i

Update 2, очень важный еньше всего на свете я бы хотел осуждать Овчинникова. Я могу сколько угодно считать, что школа - это не стены и не учителя, а дух, но за школу отвечает он. Мне жаль, что Овчинников сделал то, что он сделал по словам Колмановского - но это выбор Овичинникова, а не мой. Вероятно, в этой ситуации вообще нет единого правильного выбора.

Поэтому давайте не забудем тех, из-за кого эта ситуация возникла: и тех, кто управляет нынче школьным образованием, и тех, кто принимает те законы, которые принимаются сейчас. Наше негодование прежде всего должно быть адресовано им, а не восьмидесятилетнему основателю Второй школы

anyuta

Вся правда о "Большом городе"

Моя дочь рассказала всю правду про публикацию "Большого города", о которой я писал на днях. Оказывается, детей спрашивали (живьем и в сети) какие бы книги они убрали, а какие бы добавили в школьную программу. Ну, и школьники отвечали, скажем, "Я бы убрал Икс и добавил Игрек потому-то и потому-то". После этого "Большой город" отрезал вторую часть и оставил первую, отчего моя дочь справедливо в ярости.
Потому что есть разница между "Давайте уберем Икс, потому что он скучен и малопонятен, а вместо него будем изучать Игрек" и "Давайте уберем Икс, потому что он скучен и малопонятен". Гипотетические примеры: "давайте уберем Фета, потому что он абсолютно незапоминаем, а вместо этого будем больше читать Тютчева" или "Давайте уберем Солженицина, это писатель-ремесленник, а лучше будем изучать "Колымские рассказы" или "Давайте уберем Бунина и вставим Набокова".
Короче, я присоединяюсь к возмущению моей дочери. Дорогие коллеги из "Большого города", не делайте больше так, нехорошо.

Update Почитав комментарии должен заявить, что я не подозреваю редакцию "Большого города" в намеренной фальсификации с целью получить более острый материал. Я думаю, где-то между тем, кто проводил опрос и редакций случился коммуникационный сбой. Ну, типа, журналист сказал "а вот у меня есть материал про то, кого надо выкинуть из программы и кого надо вставить по результатам опросов", редактор сказал "О! давайте первое!" и не разобразлся, как был устроен опрос. То есть это тоже очень плохо, но я не верю ни в то, что "СМИ всегда так работают" ни в злой умысле данной редакции.
Впрочем, я надеюсь, коллеги из "Большого города" придут и объяснят, чего у них там случилось.
anyuta

Средняя школа-экстернат в Москве

Дорогие друзья, френды и читатели,
по ряду причин мы думаем про среднюю школу экстернат для 5 класса в Москве. Хочется, чтобы там было пару дней в неделю, а не просто "раз в четверть написать контрольные". Если у кого-нибудь есть какие-нибудь школы на примете или опыт обучения в них своих детей - скажите пожалуйста.
Сразу скажу, что я не хочу развязывать дискуссию на тему "почему экстернаты плохи/хороши как идея", а хотел бы увидеть конкретные ответы на конкретные вопросы :)
Заранее спасибо
anyuta

Машина Добра и проблемы повседневной жизни наших соседей

Ровно в тот момент, когда Навальный выкладывал свой эпический пост про Машину Добра я проводил дискуссию с подростками в лектории Политеха. И обсуждали мы, в частности, ровно то, что у Навального во входящих задачах: как разговаривать с искренними политическими оппонентами и что противопоставить враждебной пропаганде.
Выяснилось, что в смоделированной дискуссии умные и социально-активные подростки спотыкаются примерно в том же месте, где легендарная Света из Иваново. То есть они хорошо рассказывают, что в жизни плохо - экология, дороги, образование - но как это "плохо" связано с условным "Путиным", объяснить оказалось не легче, чем аргументировать, почему за "стали более лучше одеваться" надо быть Путину благодарным.
Я подозреваю, что трудности с аргументацией возникают не только у школьников.
Поэтому контрпропаганда часто оказывается совершенно беззубой и неэффективной.
Это и есть та рытвина, на которой может начать пробуксовывать Машина Добра.
Вместе с подростками мы придумали, как минимум, один способ с этим справиться - и, мне кажется, он будет полезен и для всех участников обсуждаемой контрпропагандисткой операции.
Надо идти от частного - к общему, от близкого - к далекому. То есть аппелировать не к абстрактным или далеким примерам (у Навального таковы оба кейса - про Роттенберга и про Казань), а к близким.
"В нашей школе - невкусные и несвежие завтраки. Это потому что подрядчик спущен школе сверху, хотя формально проведен тендер. Более крупные тендеры устроены точно также. Вот, например, подряд на то-то и то-то выиграл такой-то член кооператива "Озеро". И пока у них так устроено наверху - наши дети будут есть гнилые завтраки".
"Вот фотография знаментой ямы на въезде на наш двор, которую не могут заделать уже год. Между тем, на ремонт дорог в Москве выделяется столько-то миллионов, то есть примерно столько-то сот тысяч рублей на метр дороги. В Швеции, где климат немногим лучше, тратят в десять раз меньше. Как вы думаете, в чьих карманах осели столько-то миллиардов рублей? И почему каждый раз, подпрыгивая при въезде в наш двор, мы должны оплачивать яхты и виллы московских чиновников?"
Стилистически я, разумеется, утрирую. К тому же, цифры надо проверять - потому что мы про аргументы, а не про зомбирование оппонента.
Но все равно я думаю, что в рамках Машины Добра надо говорить с людьми именно о локальных проблемах и показывать их связь с проблемами глобальными. Впрочем, тут я, кажется, повторяюсь.